Продажа маркированных товаров на ЕНВД и ПСН

Маркировка на ЕНВД и ПСН рассылка.jpg

Мы часто получаем вопросы по правилам работы с маркированными товарами при их продаже организациями и предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы – единый налог на вменённый доход (ЕНВД) и патентную систему налогообложения (ПСН). Эти вопросы связаны с тем, что данные организации могут применять контрольно-кассовую технику в упрощенном режиме, регистрируя продажи одной суммой, без товарной расшифровки кассового чека. Но при этом регистрация выбытия маркированной продукции из оборота подразумевает отражение таких товаров в кассовом чеке с указанием кодов идентификации каждого экземпляра такой продукции. Получается, что такое требование противоречит праву предпринимателей на ЕНВД и ПСН использовать кассу в упрощенном режиме.

Такая ситуация связана с несколькими положениями. Одно из них было разъяснено в Письме Минфина России от 31.05.2019 г. № 03-11-06/3/39855 «О применении ЕНВД, ПСН и УСН в отношении розничной торговли товарами, подлежащими маркировке контрольными (идентификационными) знаками». В данном письме отражена позиция Минфина по запрету применения ЕНВД и ПСН при торговле маркированными товарами в налоговых периодах 2020-21 годов. Но не по всей маркированной продукции, а только по трем товарным категориям – обувь, одежда и лекарства.

«Установление запрета на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) и патентной системы налогообложения (далее - ПСН) организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю в части реализации товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с законодательством Российской Федерации, предусмотрено Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

При этом отмечаем, что в соответствии с пунктом 2 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 8 мая 2019 года N СА-П13-52пр признано целесообразным доработать вышеуказанный законопроект, уточнив, что к розничной торговле для целей применения ЕНВД и ПСН не относится реализация следующих трех групп товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками:

1) лекарственные препараты, обязательная маркировка которых установлена Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";

2) обувные товары, обязательная маркировка которых установлена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 года N 792-р "Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации";

3) предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха, обязательная маркировка которых установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2016 года N 787 "О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха".

Также указано, почему Минфин считает нецелесообразным применять ЕНВД и ПСН при продаже маркированной продукции:

«Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности, а налог, уплачиваемый в связи с применением ПСН, рассчитывается исходя из потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.

Поскольку информационный ресурс маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками позволяет получать сведения о доходах налогоплательщиков в оперативном режиме, применение ЕНВД и ПСН в отношении реализации вышеуказанных товаров представляется экономически необоснованным, так как позволяет минимизировать налоговые платежи».

Минфин против получать от таких предпринимателей фиксированную сумма налога, потому что может в оперативном режиме получать от системы маркировки полную информацию о полученном доходе таких предпринимателей и уже этот доход облагать налогом.

В то же время в отношении предпринимательской деятельности по реализации указанных товаров налогоплательщики вправе применять, в частности, упрощенную систему налогообложения. Данная система для ИП тоже разрешает не расшифровывать состав чека, а регистрировать только его сумму.

Учет продажи маркированной продукции без кассового аппарата

Это очень важный вопрос, потому что именно в торговле обувью, одеждой, бельем и текстилем широко распространен такой вариант налогообложения. Таким образом, значительная часть предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли, в случае принятия проекта акта ‎в предлагаемой редакции утратит право на применение ЕНВД и ПСН. ‎Так, по данным ФНС России, по состоянию на 1 января 2019 г. указанными предпринимателями было приобретено более 178 тысяч патентов на право использования ПСН и большинство из них в 2020 году потеряет право на применение такой системы налогообложения.

Каким образом совместить право предпринимателей на упрощенный вариант работы с кассовым аппаратом, а в некоторых случаях и на работу без кассового аппарата, с необходимостью регистрировать выбытие маркированной продукции из оборота? Оператор маркировки, компания ЦРПТ, предлагает вариант прямого внесения данных о продажах маркированной продукции через личный кабинет системы, минуя кассовый аппарат и ОФД. Для этого определен формат данных, в котором такую информацию можно собирать в течении заданного периода (например, один раз в 30 дней) и уже в виде подготовленного файла загружать напрямую в «Личный кабинет» системы маркировки.

СТА - остались вопросы - Звоните.1.png

Видимо именно в таком варианте смогут работать те компании, которые сохранят право на «неприменение ККТ» при торговле маркированной продукцией или те, которые не захотят переходить на потоварное отражение продаж в кассовом чеке. Но, в связи со сложностью такого подхода, можно смело сказать, что таких компаний будет не так много. Затраты на организацию «параллельного» учета маркированной продукции будут сопоставимы с затратами на приобретение и эксплуатацию кассового аппарата.

Также не следует забывать, что в 2019 году маркировке, кроме указанных в качестве исключения для ЕНВД и ПСН трех товарных категорий (обувь, одежда и лекарства), подлежит табачная продукция, парфюмерия, фототехника и шины. Уже озвучены планы Правительства по расширению системы маркировки на бакалею, безалкогольные напитки, бытовую химию и молочную продукцию. Судя по письму Минфина эти категории товаров можно будет продавать и с использованием ЕНВД и ПСН. Но при этом придется каким-то образом организовать процесс учета продаж маркированной продукции.

Маркировка меняет рынок. Мы, со своей стороны, продолжим следить за этими изменениями и постараемся держать вас в курсе. Подписывайтесь на нашу рассылку и оставайтесь на связи.


Если у вас есть вопросы по маркировке - задайте их прямо тут, в комментариях внизу страницы. Мы обязательно постараемся на них ответить.

Non-static method BBcodeHelper::replaceUrl() cannot be called statically

Хотите получать полезные рекомендации?
arrow_upward
close