Кассовая борьба: как любовь потребителей зависит от скорости реакции ритейлеров

Розничные магазины — канатоходцы под куполом современной экономики, балансируют, удерживая равновесие в условиях жесточайшей турбулентности: кризиса, девальвации рубля, импортозамещения и продовольственного эмбарго. Продуктовый ритейл практикует иллюзионизм, ловко проворачивая свои знаменитые фокусы с распиливанием и увеличением цен.
Нестабильность порождает тревогу и страх, перерастающие едва ли не в хичкоковский саспенс. События на арене развиваются стремительно: инфляция приближается к рекордной отметке в 7%, доходы населения падают, ценники растут, зрители ахают — покупать или не покупать?
Если в прошлом году Центральный банк зафиксировал среди россиян максимальную (за всю историю!) склонность к крупным покупкам, то к февралю этого года продажи срезались почти на 8%. В частности, продажи продуктов питания, по данным Росстата, сократились на 5,5%. Покупательская способность, констатируют специалисты, хуже некуда, а в качестве решения некоторые авторитетные личности предлагают «поменьше питаться, например».
Затянув пояса, мы попытались выяснить, как поменялись вкусы общества потребления, чем рынок лучше супермаркета, как ритейлеры могут заработать на кризисе и почему из-за эмбарго подорожал картофель.