Как у шуб «вырастают ноги» или о воровстве в непродуктовой рознице

Как у шуб «вырастают ноги» или о воровстве в непродуктовой рознице

Существуют ли действительно надежные средства защиты от воровства покупателей и персонала? Как оказаться на шаг впереди воров и контролировать бизнес-процессы в магазине? Ответы и практические рекомендации вы найдете в этой статье. Если же на страницах нашего сайта пока еще нет интересующей вас информации, напишите нам: мы постараемся подготовить статью на актуальную для вас тему.

Кто и что ворует?

Специфика воровства в продуктовом и непродуктовом ритейле различается. Так, в продуктовом магазине к 70% всех краж причастен сам персонал, а в непродовольственной рознице основной урон наносят покупатели, совершающие до 60% краж.

В сфере непродуктового ритейла 80% случаев воровства - дело рук «любителей» (убыток составляет около 20% стоимости украденного). А вот «профессионалы» совершают 20% всех краж, но процент убытка значительно выше: 80% стоимости украденного!

Для определения магазинного воровства существует западный термин «шоплифтинг» (Shoplifting). По сути, шоплифтинг – это невооруженное и бесконфликтное хищение товара в магазинах розничной торговли. То есть «тихое воровство»: например, незаметно стащить шоколадный батончик на кассе. Но есть и более изощренные способы краж, о которых речь пойдет ниже.

Как воры пытаются обмануть систему защиты от краж?

Если вы зададите соответствующий запрос в любой поисковой системе, то можете удивиться, как много в Интернете всевозможных «руководств» по «воровским» технологиям. Одна из них – специальная сумка Booster-bag. Ее поверхностьпроложена слоями фольги, которая экранирует датчики и этикетки. Такая техника используется для быстрой кражи (так называемый sweeping).

Другим распространенным методом является размагничивание метки. Для этого вор использует мощный магнит (правда, держать его у метки приходится около минуты, что исключает совершение быстрой кражи). В зоне риска – все некачественные метки.

В больших магазинах бытовой техники и строительных материалов используется техника под условным названием «Закопанные сокровища». Воры на дно тележки покупателя кладут дорогостоящий инструмент (например, алмазную пилу), на котором не нанесена метка. Поверх нее размещается много любого объемного товара (например, мешки с цементом). При расчете на кассе кассир видит только мешки: вероятнее всего, он не станет их выкладывать и исследовать. В итоге, на кассе считывается только одна метка. А пила проносится тайно, без оплаты.

Другие способы мошенничества и методы борьбы

Перевешивание этикеток с товара на товар: возможно в случаях, если этикетки не закреплены жестко.

Подмена товара, когда товар перекладывается из коробки в коробку (чаще всего, обувь, бытовая техника…) В этих случаях оплачивается дешевый товар, а домой уносится дорогой.

Как предотвратить? В этом случае в программу рекомендуется заносить фотографии каждого товара. Кроме того, при продаже следует проверять соответствие артикулов снаружи и внутри упаковки.

Воровство «в тылу». Хищения товара персоналом

К сожалению, это явление не редкое. Сотрудники магазина, как и «воры с улицы», так же могут знать способы «обмана» детекторов. Они могут перевешивать этикетки и менять коробки товара, надевать одежду на себя, снимать датчики личными «съемниками» (например, щипчиками для ногтей)…

Как предотвратить?

Руководству рекомендует проводить «летучие»/неожиданные инвентаризации, призванные создать ощущение тотального контроля в магазине, что дисциплинирует персонал.

Не будет лишней мерой регулярная проверка определенных «тайных» мест в магазине, где удобно спрятать, к примеру, упаковку от одежды («хит» - смывные бачки).

Как же бороться с магазинными кражами? Приводим самые эффективные методы.

Основным способом борьбы с «шоплифтингом» остается антикражная система: специальная антенна в виде рамок, установленных на выходе или в кассовой зоне, и специальные метки, которыми маркируется товар.

На сегодняшний день самой распространенной и сравнительно недорогой антикражной системой является радиочастотная. На рынке присутствует огромный выбор датчиков и этикеток, множество самых разных моделей. Стоимость начинается от 20.000 рублей; такие системы находят широкое применение в магазинах одежды и обуви.

У радиочастотной системы имеется один существенный «минус»: этикетки и датчики блокируются металлом/фольгой и человеческим телом.

Более «продвинутой» системой защиты от краж считается акустомагнитная. У нее более высокий процент срабатывания (до 90%) и значительная устойчивость к помехам. Для подобных систем так же имеется большой выбор датчиков и этикеток; кроме того, они работают на некоторых видах немагнитных металлов. Акустомагнитная система чаще всего используется в магазинах одежды, обуви и косметики, а также в аптеках.

При всех достоинствах, эта система обладает рядом недостатков, основным из которых являются используемые этикетки: они лишь одного вида и довольно легко отклеиваются. Кроме того, и этикетки, и датчики экранируются магнитными металлами.

Следующая система довольно редко применяется в непродуктовой рознице, но о ней следует сказать особо. Электромагнитная система – единственная противокражная система, которая использует технологии, позволяющие работать на фольге и металле. Правда, процент срабатываний на этикетку у нее самый низкий. Впрочем, и других недостатков у нее хватает: такая система дорогостоящая и использует этикетки лишь одного вида. Находит применение в сфере косметики, парфюмерии и в аптеках.

Подробнее о техническом оснащении против краж

Для борьбы с техниками воровства Booster-bag, размагничивание и «Закопанные сокровища»необходимо уделить значительное внимание техническому оснащению магазина. В настоящее время существует множество вариантов установки защитных устройств типа «три в одном» (система защиты от краж, счетчик посетителей и металлодетекторы) стоимостью от 1500 евро. Эффективно использование и системы видеонаблюдения. Рекомендуется установить кнопку сигнализации («тревожная кнопка»), которую охрана/персонал смогут нажимать при возникновении подозрений в отношении конкретного посетителя.

В наше время можно купить все, что угодно. Не являются исключением «съемники» и деактиваторы. Правда, кража в этом случае будет не такая быстрая, поскольку датчик нужно снять, а метку деактивировать. Как оградить свой магазин от опасности краж, совершенных с использованием подобной техники? Во-первых, любой датчик на изделии нужно дублировать, устанавливая в труднодоступных местах (к примеру, один датчик можно разместить на лацкане пиджака, а другой – на шве). Не размещайте датчики на ярлычки от одежды!

Проанализируем вышесказанное. Получается, ни одна из современных противокражных систем не дает 100% защиты от воровства в магазинах. Так, противокражные ворота не являются панацеей; они не отменяют необходимость бдительной работы службы охраны, а лишь помогают ей. Кроме того, ворота должны действительно работать, а не быть муляжом.

В любом случае, необходимо знать все «тонкие» места выбранной вами противокражной технологии (рабочее расстояние, на каком товаре крепится датчик и т.д.) Помните о том, что воры периодически «проверяют» магазин на качество работы противокражных систем. И делают соответствующие выводы…

Еще одно обширное «поле» хищений персонала – махинации в учетной системе

Наиболее распространены случаи продажи сотрудника магазина себе самому (или другому лицу, чаще всего другу) нового товара с уценкой или скидкой. Сделать это легко, если товары из старой и новой коллекции в базе называются одинаково или похоже.

Как это делается технически? Алгоритм довольно прост.

  1. В учетной системе вводится документ «Переоценка»
  2. Товар уценивается, а затем покупается через кассу по низкой цене.
  3. Затем удаляется из документа.
  4. На вопрос руководства – «Какого?..» следует ответ: «Случайно добавила в переоценку это платье, а за эти минуты его уже успели купить».

Нужно понимать, если подобное произошло, значит, у сотрудника были права на назначение цен, создание акций. А значит, данную сферу нужно контролировать дополнительно: акционные цены и права назначать централизованно, разным коллекциям давать разные названия. Видеонаблюдение на кассе, хоть и не отменит совершение кражи, но может помочь увидеть вора.

Пример из практики

Магазин дорогой брендовой одежды регулярно фиксировал недостачу товара. Руководство компании довольно вдумчиво подходило к вопросам автоматизации; казалось, при установке системы все было учтено. Начали работать, но довольно скоро появился подвод для «выяснения отношений» с персоналом. Уже через некоторое время в магазин вернулся покупатель, который захотел вернуть ранее купленный товар. Ситуация штатная, но при оформлении возврата выяснилось, что на остатках товар не числится. Ценник на возвращаемом товаре оказался помечен символом.

При дальнейшей проверке оказалось, что половина товаров в торговом зале имела странные символы на ценниках и при этом не числились на остатках. Вскрылось воровство: сотрудники магазины регулярно удаляли позиции из приходных документов и продавали их мимо кассы, так как у них имелись права на изменения документов задним числом (ввод начальных остатков, приходные накладные).

Как с этим бороться?

Чтобы избежать подобных махинаций, руководству магазина следовало:

  • пользоваться датой запрета редактирования,
  • давать права только доверенным лицам,
  • регулярно проводить проверки и инвентаризации, контрольные закупки,
  • покупателям предложить схему «Если Вам не дали чек, то…»

Резюме

Резюмируя все то, о чем шла речь выше, сформулируем рекомендации по предотвращению воровства в непродуктовой рознице.

Максимально обезопасить свой бизнес от воровства удается, сочетая целый комплекс мер. В их числе установка противокражных ворот, систем видеонаблюдения в торговом зале и в подсобных помещениях, внимательное отношение персонала к покупателю. Профессионализм сотрудников магазина поможет значительно сократить случаи воровства (персональная работа с покупателями, оперативное возвращение товаров на свои первоначальные места, использование ценников, которые нельзя легко переклеить с одного товара на другой).

Есть мнение, что в магазине, где регулярно совершаются кражи, уровень обслуживания посетителей находится на низком уровне. Руководство должно быть вовлечено в процесс контроля за бизнес-процессами магазина: проверка отчетов в базе, неожиданные проверки, ответственное отношение к назначению прав для работы в системе.

И, конечно, не будьте излишне доверчивы! Не «помогайте» ворам.

Помните: искоренить воровство невозможно, но в ваших силах сделать так, чтобы мошенникам стало неудобно совершать свои незаконные действия.
Написать комментарий
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Загрузить изображение
Хотите получать полезные рекомендации?
arrow_upward
close