Воровство в магазине, или Как защитить свой бизнес?

fotolia_18331873_m_0.jpg


Можно ли защититься от воровства в магазине? Или, по крайней мере, значительно снизить процент совершаемых краж?.. Кто осведомлен – тот вооружен: из этой статьи вы узнаете важные факты и статистические данные, касающиеся воровства. А зная их, можно определить стратегию по борьбе с этим распространенным «недугом» многих торговых точек.


Воровству все возрасты покорны

Вот здесь никакой закономерности нет: у воровства отсутствует «приоритет по половому признаку». В равной степени в магазинах воруют и мужчины, и женщины. И даже дети: как ни странно, именно они составляют 25% магазинных воров. Неработающие мужчины и пенсионеры замыкают «рейтинг» воров.

Воровство – это диагноз или слабость? Насколько сильно в человеке искушение совершить кражу?.. Ответ не слишком утешительный. Статистика говорит о том, что 10% людей будут воровать всегда, при любых условиях. Основная часть людей (80%!) имеют склонность к хищениям. По оценкам западных специалистов, каждый третий работник магазина совершает кражи. И лишь 10% людей никогда не будут воровать.

Каждый пятый взрослый начинает воровать еще в юном возрасте. Причем, как говорят сами воры, на кражах «попадаются» в среднем 1 раз из 49. «Вирус воровства» плохо поддается лечению: 57% взрослых и 33% подростков признаются, что им трудно удержаться от повторных краж даже после того, как они были задержаны. Магазинным вором является каждый 11-й человек на планете. Только с 2007 по 2012 год в связи с кражами были задержаны 10 миллионов человек. Для сравнения – это население крупнейших мегаполисов или небольшого государства!

Как же их все-таки ловят? Среди самых распространенных мер, благодаря которым удается задержать магазинных воров – «срабатывание» магнитных наклеек на товарах (15-18% задержаний), а также визуальные средства наблюдения и грамотные действия персонала.

Какие группы товаров пользуются «популярностью» у воров? Однозначного ответа здесь быть не может: это товары из самых разных ценовых категорий, в зависимости от «запросов» и материального положения вора. Это и жвачки, и средства личной гигиены, и дорогой алкоголь, и нижнее белье, и шоколад, и батарейки, и бритвенные станки…

Воруют… все!

Воруют как по одну, так и по другую сторону прилавка. Более того, на совести покупателей лишь 25% всех магазинных краж. Примерно столько же составляет брак/порча товара. А вот 30% случаев воровства – на совести самих кассиров или другого персонала магазина (20%). Чаще всего, кражи совершают те, кто больше других работает с товарами: это кассиры (50% краж). На счету топ-менеджмента - 30% краж, на счету других сотрудников магазина - еще 20%.

Почему вор – вор?

Перед тем, как строить стратегию защиты, нужно знать основные причины воровства. Что это – болезнь, хобби или следствие нужды? Статистика говорит о том, что 85% воров – люди, одержимые навязчивым желанием украсть. «Искатели приключений» и малоимущие составляют по 5%; профессиональные воры и наркоманы – по 2%. Случаи реальной клептомании встречаются еще реже – лишь в 1% случаях.

Сотрудников магазинов к воровству подталкивает знание изъянов в учете или логистике. То есть, по сути, плохая организация бизнес-процессов. Влияет также и психологическая составляющая воровства (неприятности на работе, болезнь, несчастье в семье и т.д.)

Если рассматривать проблему глобально, сам российский менталитет характеризует относительная лояльность к «нетрудовым» доходам: 71% населения считает, что в России нельзя заработать большие деньги честным путем.

Каков «нормальный» убыток от воровства

К сожалению, полностью исключить утрату имущества магазина из-за воровства невозможно. При любых затратах на охрану эти потери можно лишь минимизировать. Вопрос лишь в том, на сколько? Опыт показывает, что наилучшим результатом борьбы с магазинными ворами считается снижение потерь от краж до 0.3% от выручки. Нужно учесть, что это наилучший, но почти недостижимый результат.

Считается нормальным, если по вине воров «исчезает» от 0.3 до 0.5% от оборота. А вот при кражах от 0.5 до 1.5% от оборота и выше положение оценивается как серьезное. В этом случае требуется принимать самые срочные меры.

Зависит ли интенсивность краж от места расположения магазина?

Да, зависит. И вот лишь несколько примеров.

Как было сказано выше, около четверти всех краж совершают дети. Поэтому, если магазин расположен около школ и других учебных заведений, риск воровства довольно высок. В зоне пристального внимания «взрослых» воров – торговые точки, расположенные в местах массовых гуляний и отдыха. Часто фиксируются случаи краж и в бедных районах, где высока концентрация людей, живущих у черты бедности, или постоянно проживающих там наркоманов. Но с тем же успехом воруют и в магазинах в центре города, а также в любых деловых местах с большим количеством случайных покупателей. Торговые точки, расположенные вдоль улицы, воров привлекают больше, чем те, что находятся в огороженных местах отдыха, поскольку в первом случае у них больше «удобных возможностей» скрыться…

Как видим, в зоне риска находятся практически все магазины и супермаркета!

Тем не менее, количество магазинных краж можно значительно сократить, если знать «горячие точки» любого торгового зала.

Места, где легче всего совершить кражу:

  • зоны около многочисленных выходов (там, где можно успешно выйти, минуя выходной контроль),
  • «тупиковые» уголки и укромные ниши,
  • комнаты отдыха или примерочные,
  • высокие стеллажи с товаром, которые скрывают покупателей (и воров) от обозрения,
  • места скопления покупателей вокруг товара повышенного риска.

«На руку» ворам отсутствие в магазине предупредительных мер и специального торгового оборудования, предназначенного для защиты от краж.

Моральный аспект. Подозревать ли своих сотрудников

Конечно, подозрения в воровстве всегда неприятны. Особенности человеческой психологии таковы, что, даже подозревая коллег, лишний раз не хочется нагнетать обстановку в коллективе. Плюс к этому, поймать вора «с поличным» бывает очень сложно. Борьбе с воровством сотрудников препятствует также распространенное убеждение: «Воруют везде, но не у нас» (излишняя доверчивость). Но, закрывая глаза на регулярные кражи, вы способствуете уменьшению доходов магазина и снижению эффективности бизнеса.

Поэтому взвесьте все «за» и «против»… И примите решение по поводу дальнейших действий.

Как защитить свой бизнес от краж?

Прежде всего – тотальный учет и анализ данных! Возьмите за правило проводить в своем магазине регулярные проверки, организуйте внутреннюю охрану, установите систему видеонаблюдения. Полумеры здесь не помогут: чтобы добиться эффективного результата, все методы нужно использовать в комплексе.

Бороться с воровством сложно, но делать это можно и нужно! Перечисленные меры предосторожности плюс здоровая бдительность по отношению не только к покупателям, но и к сотрудникам магазина, в комплексе дадут повышение эффективности работы и сокращение количества краж.

Написать комментарий
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Загрузить изображение
Хотите получать полезные рекомендации?
arrow_upward
close