8 800 222-1320 заказать звонок
info@trade-drive.ru

Административная и уголовная ответственность за нарушения маркировки

Новые штрафы за маркировку.jpg

С 1 декабря 2021 года вступили в силу законы, изменяющие статью 15.12 КоАП РФ и 171.1 УК РФ, связанные с нарушениями порядка оборота продукции, подлежащей обязательной маркировке в системе «Честный ЗНАК». Ответственность за такие нарушения колеблется от штрафа в 50 тыс. рублей до 6 лет лишения свободы, поэтому давайте подробнее разберем, за что розничный магазин или ресторан может быть наказан по этим статьям.

Статья 15.12 КоАП РФ «Производство, ввод в оборот или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке или нанесению информации, без соответствующей маркировки или информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки или информации» появилась задолго до начала обязательной маркировки «Честный ЗНАК» и применялась в большей степени при нарушениях связанных с упаковкой товара, его описанием или применением различных акцизных марок. Но она отлично подошла под новую систему контроля, была дополнена и активно применяется в отношении товаров, маркируемых кодами «Честный ЗНАК».

В ее основе лежит определение «товар без маркировки». Для понимания, какой товар является маркированным и какой именно код на него нанесен, важно понимать квалификацию такого товара с точки зрения нормативных документов.

Маркированный товар - продукция, на которую нанесены средства идентификации с соблюдением требований Правил маркировки и достоверные сведения о которой содержатся в информационной системе мониторинга.

Таким образом маркированный товар определяется тремя параметрами – средство идентификации, его нанесение на товар и размещение информации о товаре и его средстве идентификации в информационной системе.

Средство идентификации – важнейший ключ к определению маркировки. Его характеристики также определяются в нормативно-правовых актах. Это код маркировки в машиночитаемой форме в виде штрихового кода, формируемый по правилам маркировки. Под это определение попадают только DataMatrix коды, выпущенные системой Честный ЗНАК. Акцизные марки алкогольной продукции с похожими кодами и контрольно-идентификационные знаки меховых изделий такими кодами не являются, а значит эта продукция не является маркированной с точки зрения правил маркировки и множество требований по работе с маркировкой на нее не распространяются.

Также не будет являться маркированной продукцией товары с испорченными или нечитаемыми кодами маркировки, а покупка, хранение и продажа такой продукции как раз составит правонарушение, попадающие под пункт 2 КоАП 15.12:

«Продажа товаров и продукции без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка обязательна, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения»

Как видим данная статья содержит список действий с маркированным товаром (продажа, закупка с целью продажи, хранение и перевозка) и никак не определяет требования принимать маркированную продукцию по ЭДО, регистрировать ее на кассе (для этого есть отдельная статья), отчитываться о приемке и продаже в системе «Честный ЗНАК» и многом другом, что нужно делать с маркированным товаром. Фактически если вы продаете, закупаете, храните или перемещаете товар с читаемыми кодами на нем, то вы не можете быть наказаны по данной статье. И до 1 декабря 2021 года никаких других санкций по КоАП 15.12 для магазинов и ресторанов не было.

Требования регистрировать продажу маркированного товара на кассе с обязательной передачей считанного кода в кассовом чеке, определяется ФЗ-54 (закон об онлайн-кассах) и нарушение этого требования попадает под другую статью КоАП 14.5.4 (применение ККТ с нарушением правил) со штрафом до 10 тыс. рублей. Но данное требование тоже не касается напрямую отчетности перед Честным ЗНАКОМ.

Чтобы исправить эту ситуацию и наложить санкции на тех, кто нарушает правила работы с маркированными товарами, определенные для каждой товарной категории, в июне 2021 года бы принят 204-ФЗ, который дополнил статью 15.12 КоАП РФ новой частью – 15.12.1:

"Непредставление сведений и (или) нарушение порядка и сроков представления сведений, предусмотренных правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, если представление указанных сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей".

Данная норма вступила в силу с 1 декабря 2021 года. Санкция по ней ниже, чем по прошлой статье (до 100 тыс. вместо 300 тыс.), но и деяния более обыденны – несвоевременное подписание ЭДО с маркированными товарами, ошибки в списке кодов маркировки, получателе или отправителе документов с маркированными товарами, отправка товара в маркетплейс без отражения этой операции в системе Честный ЗНАК, использование маркированной продукции в приготовлении блюд без их списания и многое другое. Будьте особенно внимательны при работе с маркированной продукцией, изучайте правила маркировки, сроки и требования к отправке данных о ее движении на вашем предприятии. Для большинства операций с маркировкой срок отправки данных составляет 3 рабочих дня, но не позднее даты ее последующей продажи. Фактически вынести товар в торговой зал до того, как он сменит собственника в системе маркировки, уже будет являться нарушением.

Уголовная ответственность за нарушения в работе с маркированными товарам

171.1 УК РФ фактически дублирует первоначальную версию КоАП 15.12 и отличается от нее только суммой нарушения – в крупном и особо крупном размере. Для продовольственных товаров крупным размером является сумма, превышающая 400 тыс. рублей, для непродовольственных – 2,25 млн. рублей. Особо крупным размером для продовольственных товаров является сумма в 1,5 млн. рублей, для непродовольственных – 4 млн. рублей. Такие суммы легко достижимы не только для производителей и оптовой торговли, но и для розницы и общепита.

Также отягчающим обстоятельством при применение данной статьи будет совершение деяния в составе организованной группы, а это практически любая операция, выполненная юридическим лицом.

Важно понимать ключевую особенность применения уголовной ответственности – она всегда связана с конкретным физическим лицом и не может быть назначена на компанию. Это означает, что ответственность будет нести сотрудник, ответственный за работу с маркировкой. И если такой сотрудник не назначен, то наказание понесет генеральный директор или владелец компании. Мы рекомендуем проверить свои должностные инструкции перед тем, как работать с крупными партиями маркированного товара.

Как мы уже говорили ранее 171.1 УК дублирует первую версию 15.12 КоАП, а значит относится только к производству, продаже, закупке, перевозке или хранению продукции без средств идентификации. Также в статье отдельно указано использование поддельных средств идентификации. Все остальные требования по работе с маркированным товаром под уголовную ответственность пока не попадают.

Санкции по 171.1 УК РФ – лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей.

Работа с маркированными товарами и постоянный процесс расширения списка таких товаров становится нашей реальностью. Самым неприятным может стать совершение правонарушения с серьезными последствиями по незнанию или неопытности. Мы надеемся, что эта статья обратит ваше внимание на важность процесса работы с маркированной продукцией и поможет избежать штрафов.


Вам будут интересны другие статьи на эту тему: 

Как будут проверять работу с маркировкой
Кто и как будет проводить проверки по маркированной продукции и что такое "Реестр выявленных нарушений"

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Загрузить изображение
 
Хотите получать обучающие материалы по аналитике для магазинов?
Хотите получать обучающие материалы по аналитике для магазинов?
Наши клиенты
  • Сеть ресторанов "Суши-House"
  • Доработка Трактиръ: Back-Office в сети кафе «Покешная Кофешная»
  • Автоматизация маркированной табачной продукции в табачных лавках «Порт сигар»
  • Кафе-кондитерская в магазине "Фруктовая лавка"
  • Автоматизация магазина «BAZAR»
  • Ресторан "Гоголь"
  • Переход баров «БИРСТОН» на Трактиръ Front-Office
  • Открытие нового магазина ООО «АРКТИКТОРГ»
  • Магазин ортопедических товаров Боли.Net
  • Автоматизация магазина алкогольной продукции Millstream

Сайт создан Группой компаний "СофтБаланс"