+7 (812) 327-5141 заказать звонок
info@trade-drive.ru

Единая минимальная цена на табачные и изделия и как с ней работать в рознице

 

ЕМЦ.jpg

С 1 апреля 2021 года в нашей стране появился новый механизм контроля за розничными ценами на табачную продукцию – единая минимальная цена. Федеральный закон от 30.12.2020 N 504-ФЗ определил правила ее применения и установил порядок перехода к ее использованию при розничной торговле. Механизм применения ЕМЦ оказался достаточно запутанным, при этом штрафы за торговлю с нарушением новых правил очень серьезные, поэтому мы решили написать статью с подробным разбором новых требований.

Для снижения вреда от употребления табака в нашей стране предусмотрено множество ограничений, призванные помочь курильщикам отказаться от этой вредной привычки. Одним из таких мотиваторов является постоянное повышение цен на сигареты и табак и контроль за ними со стороны государства. Для такого контроля законодательно введены минимальные и максимальные розничные цены на табачные изделия.

Максимальная розничная цена (МРЦ) определяется производителем табака и наносится на каждую пачку. Информация о МРЦ в уведомительном порядке передается контролирующим органам и может меняться, но не чаще, чем 1 раз в месяц. После введения маркировки МРЦ стал частью кода датаматрикс, которые наносится на каждую пачку. Теперь контроль за соблюдением МРЦ при продаже на кассе сильно упростился и может выполнятся в автоматическом режиме. Фактически из-за частой смены МРЦ в одном магазине могут быть совершенно одинаковые пачки сигарет, но из разных партий и с разной МРЦ и продавать их нужно по разным ценам.

Разный МРЦ.jpg

Штраф за продажу сигарет по ценам выше МРЦ – до 50 тыс. на должностное лицо, на организацию - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. (КоАП 14.6.1)

Согласитесь, что для магазина достаточно сложно определить сумму штрафа, потому что проверяющим нужно собрать информацию о всех случаях нарушения, посчитать разницу между ценой продажи и МРЦ и умножить ее на два. Поэтому продавать сигареты дороже МРЦ не так страшно, как делать обратное – продавать их ниже этой цены. И вот почему.

Продажа сигарет по цене, ниже максимальной, наказывается по КоАП 14.6.2 - на должностных лиц 50 тыс. рублей, на юридических лиц – до 100 тыс. рублей. Тут с математикой все просто – каждая продажа сигарет по цене ниже МРЦ может стать для магазина основанием для штрафа в 100 тыс. рублей.

Единая минимальная цена

В старой схеме контроля за ценой продажи сигарет государство не устраивала самостоятельность в определении МРЦ со стороны производителя. В результате на схожую табачную продукцию МРЦ от разных производителей мог отличаться на десятки рублей в зависимости от их позиционирования для своих целевых аудиторий. Это нарушало принцип, при котором высокая цена на сигареты должна была стать заградительной для курильщиков. Поэтому и было принято решение о контроле за МРЦ и установлением «нижней границы» для нее – единая минимальная розничная цена (ЕМЦ).

ЕМЦ рассчитывается на основе минимального значения ставки акциза на табачную продукцию, ставки налога на добавленную стоимость и некоего повышающего коэффициента. Это означает, что она будет предсказуемо меняться либо с увеличением акциза (примерно раз в год) либо с изменением ставки налога, что происходит очень редко. Так, например, на период с 1 апреля 2021 года по 31 декабря 2021 года единая минимальная цена на табачную продукцию установлена в размере 108 рублей за пачку.  

Таким образом МРЦ на сигареты на остаток 2021 года не могут быть ниже 108 рублей за пачку.

Можно ли торговать сигаретами ниже ЕМЦ?

Закон в отношении правил продажи сигарет не изменился, и он по-прежнему регулирует только продажу по цене выше или ниже МРЦ. Изменения в законе затрагивают только правила определения самого МРЦ. Розничный магазин, как и раньше, продолжает контролировать только МРЦ и не может продать сигареты по цене дешевле, чем МРЦ.

Просто теперь на законодательном уровне установлено, что продажа пачки сигарет по цене дешевле, чем 108 рублей в любом случае будет являться нарушением. Но если на пачке указана МРЦ в 175 рублей, то продажа такой пачки по цене 170 рублей по-прежнему будет нарушением, несмотря на то что это выше ЕМЦ.

Переходный период и пачки сигарет с МРЦ ниже 108 рублей

Продажа табачной продукции с МРЦ ниже ЕМЦ допускается в течении трех месяцев с момента принятия закона или изменения ЕМЦ. В нашем случае закон вступил в силу с 1 апреля 2021 года, это означает, что продавать сигареты с МРЦ ниже 108 рублей можно до 1 июля 2021 года.

После изменения ЕМЦ с 1 января 2022 года сигареты, выпущенные с МРЦ в 108 рублей можно будет продавать до 1 апреля 2022 года. И так далее.

На распродажу остатков сигарет с МРЦ ниже ЕМЦ дается 3 месяца.

Обратите внимание, что по закону МРЦ это та цена, которая указана на пачке сигарет. Если на ваших пачках сейчас указана МРЦ ниже 108 рублей, то ими будет запрещено торговать после 1 июля 2021 года.

Об этом прямо сказано в законе:

«Реализация потребителям ранее произведенной или ввезенной табачной продукции с максимальными розничными ценами, установленными на уровне ниже единой минимальной цены табачной продукции, действующей на момент реализации указанной продукции, но не ниже единой минимальной цены табачной продукции, действовавшей в период, непосредственно предшествующий дате применения новой единой минимальной цены табачной продукции, допускается в течение трех месяцев с даты применения новой единой минимальной цены табачной продукции".

Даже если вы будете торговать ими сильно дороже ЕМЦ это никак не отменит того факта, что их реализация потребителю запрещена.

Это достаточно жесткое условие, получается, что после 1 июля 2021 года вы должны списать, утилизировать или вернуть поставщику такие сигареты.

Выявить такие пачки могут при контрольной закупке или выездной проверке. Поэтому мы рекомендуем розничным предприятиям:

- Провести ревизию остатков табачной продукции и определить, имеются ли у вас в наличии пачки сигарет с МРЦ ниже 108 рублей.

- Принять решение, что делать с такими остатками – попробовать их распродать или уже сейчас вернуть поставщикам.

- Тщательно контролировать МРЦ той продукции, которую вы будете закупать в ближайшие месяцы, чтобы не получить на свои остатки потенциально рискованную продукцию.

В качестве резюме – у нас появилась еще одна норма контроля за розницей, применять которую достаточно сложно, а контролировать еще сложнее. Времени на реализацию такого контроля тоже практически не остается. Но если внимательно подойти к изучению нормативной базы и вести контроль за остатками товара в вашем магазине, то эти нововведения могут пройти для вас совершенно незаметно. Оставайтесь на связи, мы продолжим следить за новостями розничной торговли.


Вам будут интересны другие статьи на эту тему: 

Код товара: обязательный реквизит кассового чека
1 января 2019 года кассовый чек будет дополнен новым реквизитом - "Код товара". Что это и как его заполнять читайте в нашей статье
Курить нельзя помиловать!
Когда сигаретный дым, наконец, рассеялся, показались неравнодушные к хорошей еде люди, которые остались на своих местах: за барными стойками и столиками ресторанов...
Маркировка табака в вопросах и ответах
До перехода на работу с маркированной табачной продукцией остается все меньше времени. Проект постепенно обрастает подробностями. Давайте посмотрим, что поменялось в работе с ИС МОТП

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Загрузить изображение
 
Хотите получать обучающие материалы по аналитике для магазинов?
Хотите получать обучающие материалы по аналитике для магазинов?
Наши клиенты
  • Магазин Купцов Елисеевых
  • Столовая "Ежевика"
  • Автоматизация учета в столовой ЗАО «МАТЭП»
  • Автоматизация сети магазинов «Яркий фотомаркет»
  • "Корейский дом" - супермаркет товаров из Кореи и всей Азии
  • Сеть блинных "Рубли"
  • Ресторан "Палермо"
  • Столовая «Ива» на промышленном предприятии Оптоган
  • Автоматизация сети фирменных магазинов атрибутики ХК СКА. Подготовка к маркировке
  • Написание обработок для "Далион: Управление Магазином. Про" для гипермаркетов "Тележка"

Сайт создан Группой компаний "СофтБаланс"