О налоговом вычете, новых сроках и последних поправках 54-ФЗ

24.05.2018

ATOL interview.jpg

   О текущем состоянии рынка, статистике перехода на новый порядок применения ККТ, особенностях применения ККТ в переходный период, новых     сроках, новом законе о налоговых вычетах для индивидуальных предпринимателей в связи с приобретением ККТ – об этом и многом другом нам   рассказал начальник Управления оперативного контроля ФНС России Андрей Владимирович Бударин. 

   Автор интервью - Юлия Русинова, Директор по развитию бизнеса фискальных решений компании АТОЛ

   ЮР: С момента принятия поправок к 54‑ФЗ прошло уже более года, первый рубеж реформы пройден, с 1 июля 2017 большая часть     предпринимателей перешла на онлайн‑кассы. Есть ли свежие цифры о состоянии реформы?

АБ: На сегодняшний день 515000 налогоплательщиков зарегистрировали 1624000 единиц контрольно-кассовой техники. ФНС получила ведения о более чем 19 трлн рублей выручки. Сегодня ежедневно печатается свыше 100 млн чеков, а всего отправлено ФНС более 28 млрд этих чеков. Средняя выручка на кассу уже сейчас фиксируется почти в полтора раза выше, чем было до реформы.

На сегодняшний день модельный ряд ККТ представлен 117 моделями от более чем 40 изготовителей. Фискальные накопители представлены 14 моделями от шести производителей. Также у нас функционирует 17 операторов фискальных данных. Таким образом, мы видим сегодня уже полностью сформированный рынок профессиональных участников, которые в настоящее время обеспечивают потребности рынка.

ЮР: В конце 2017 года были приняты поправки в закон о частичном переносе сроков наступления обязанностей применения контрольно‑кассовой техники отдельными категориями налогоплательщиков (Федеральный закон от 27.11.2017 № 337). Можете пояснить, кто же все‑таки получил отсрочку, а кто нет?

АБ: Во-первых, отсрочку в применении контрольно-кассовой техники на один год, то есть до 1 июля 2019-го, получили организации и индивидуальные предприниматели на ЕНВД при оказании услуг (выполнении работ) (кроме услуг, связанных с общественным питанием), ВНЕ зависимости от наличия или отсутствия наемных работников. Виды работ и услуг перечислены в НК РФ - пункты с 1 по 5, с 10 по 14 пункта 2 статьи 346-26 Налогового кодекса.

Вторая группа, получившая отсрочку, это индивидуальные предприниматели на ЕНВД в сфере торговли и общепита при условии отсутствия наемных работников. Вот здесь как раз важен факт наличия или отсутствия наемных работников. Это подпункты с 66 по 9 пункта 2 вышеназванной статьи.

Третья группа, получившая отсрочку, это индивидуальные предприниматели, плательщики Патента, выполняющие работы и оказывающие услуги (кроме общепита), ВНЕ зависимости от наличия или отсутствия наемных работников. Это подпункты с 1 по 15, с 18 по 28, с 30 по 44, с 49 по 58, 60, 63 пункта 2 статьи 346-43 Налогового кодекса РФ.

Четвертая группа - это плательщики Патента в сфере торговли и общепита при условии отсутствия наемных работников, пункты 45 - 48 пункта 2 статьи 346-43 Налогового кодекса РФ.
Для сферы торговли и общепита, если вы прекращаете быть самозанятым предпринимателем, то, как только у вас появятся наемные рабочие, в течение 30 дней необходимо будет зарегистрировать кассовый аппарат.
Но не будем забывать, что данное освобождение от кассы работает только при условии выдачи покупателю документа, подтверждающего факт осуществления расчета, в соответствии со старой редакцией Федерального закона 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Без выдачи такого документа условия освобождения вас от применения кассы не соблюдаются. Следовательно, вы можете быть привлечены к административной ответственности за неприменение ККТ в соответствии с частью 2 статьи 415-5 КоАП.

Пятая группа. Кроме плательщиков ЕНВДи Патента до 1 июля 2019 года от применения ККТ освобождены налогоплательщики, как индивидуальные предприниматели, так и организации, на общей или упрощенной системе налогообложения, выполняющие работы и оказывающие услуги и имеющие наемных работников (кроме общественного питания). Отсрочка действительна только при условии выдачи бланков строгой отчетности.

И последняя категория, получившая отсрочку, это вендинг. Как известно, Федеральный закон № 290, который был принят полтора года назад, освободил вендинговую торговлю от применения касс до 1 июля 2018 года. Но вступившие в силу Положения Федерального закона 337 предоставили дополнительную отсрочку для владельцев торговых автоматов до 1 июля 2019 года. Однако хотел бы здесь подчеркнуть, что данная отсрочка распространяется только на индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников.

ЮР: Кто же тогда не получит отсрочку?

АБ: Отсрочку не получат только те налогоплательщики, кто оказывает услуги общественного питания или осуществляют торговую деятельность с привлечением наемных работников.

ЮР: Одновременно с Федеральным законом № 337 был принят закон № 349 от 27.11.2017, который внес изменения во вторую часть Налогового кодекса и установил право налогоплательщиков ЕНВД и Патента на налоговый вычет в связи с приобретением онлайн‑касс. Кто же может получить вычет?

АБ: Налоговый вычет могут получить исключительно индивидуальные предприниматели на ЕНВД и Патенте. То есть организации на ЕНВД такого права не имеют.

ЮР: Что собой представляет налоговый вычет? И в какой период он может быть использован?

АБ: Налоговый вычет - это уменьшение суммы налога, исчисленного к уплате налогоплательщиком. Для предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю или оказывающих услуги, связанные с общественным питанием, с привлечением наемных работников, налоговый вычет в связи с приобретением онлайн-касс может быть использован для уменьшения суммы ЕНВД или налога на Патент за налоговые периоды 2018 года, но не ранее того периода, в котором была зарегистрирована касса.

Все остальные индивидуальные предприниматели на ЕНВД и Патенте смогут использовать вычет для уменьшения исчисленных налогов в период 2018 - 2019 годов, но также не ранее периода, когда была зарегистрирована касса.

ЮР: Много вопросов возникает по по‑ воду максимальной суммы налогового вычета. Можете пояснить, как будет производиться расчет?

АБ: Сумма, на которую может рассчитывать налогоплательщик,  - 18000 рублей. Хочу подчеркнуть, что эту сумму, до 18000 рублей, пользователь вправе получить за каждую единицу контрольно-кассовой техники, которую он зарегистрировал. То есть если он, к примеру, приобрел 5 касс, соответственно сумма вычета может составить до 90000 рублей.

ЮР: Какие установлены условия получения налогового вычета?

АБ: Условие на самом деле одно - своевременная регистрация кассы. Для предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю или оказывающих услуги, связанные с общественным питанием, с привлечением наемных работников, смогут получить вычет, если зарегистрируют кассу в период с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2018 года.

Все остальные индивидуальные предприниматели на ЕНВД и Патенте смогут получить вычет, если зарегистрируют кассу в период с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года.

ЮР: Как сейчас реализована процедура оформления вычета и какие данные необходимо предоставить?

Оформление вычетов для плательщиков ЕНВД будет осуществляться на основе декларации, а для плательщиков Патента - на основании заявления. И в том и в другом случае в документах необходимо будет предоставить определенные сведения о кассе, такие как регистрационный номер, наименование модели, а также сумма понесенных расходов на покупку.

В настоящее время ведется работа по автоматизации процесса получения вычета, но, пока таких механизмов нет, действует порядок, описанный в Федеральном законе № 349, - плательщик может подать заявление на получение вычета в связи с покупкой онлайн-кассы в свободной форме, указав в нем обязательные реквизиты, прописанные в статье 2 вышеназванного закона.

ЮР: Смогут ли получить вычет предприниматели (интернет‑магазины), которые не купили кассу, а взяли ее в аренду?

АБ: Если обратиться к формулировкам Налогового кодекса, то вычет предоставляется именно на расходы, связанные с приобретением ККТ. В эти расходы могут быть включены услуги, сопутствующие приобретению кассы, такие как доставка, настройка, установка, даже, в принципе, услуги операторов фискальных данных. Но расходы на аренду никак нельзя отнести к расходам на приобретение кассы. Поэтому взятая в аренду касса не может считаться расходом, на который может быть уменьшено налоговое обязательство. Однако при аренде кассы, так же как и при покупке кассы, потребуется приобрести услуги ОФД и ФН. Вот на эти расходы можно получить налоговый вычет.

ЮР: Еще один из вопросов, интере‑ сующих пользователей, — может ли предприниматель полностью использо‑ вать сумму вычета, если она превышает сумму налога, исчисленную к уплате?

АБ: Рассмотрим ситуацию на примере плательщика Патента. Так, если у него есть несколько патентов и при исчислении налога по одному из них расходы по приобретению кассы превысили сумму исчисленного налога, то он вправе уменьшить сумму налога, исчисленную уже по другому Патенту, на сумму превышения (то есть использовать остаток вычета).

Приведем пример в цифрах. Предположим, расходы на покупку кассы составили 23000 руб., соответственно максимальная сумма вычета, на которую может быть уменьшен налог, - 18000 руб. У налогоплательщика есть два патента. Налог по первому патенту составил 12000 руб., а налог по второму - 9000 руб. Таким образом, налогоплательщик может полностью покрыть выплату налога по первому патенту. После уменьшения суммы первого налога от суммы вычета останется 6000 руб., и налогоплательщик может уменьшить сумму налога по второму Патенту (9000 руб.) на этот остаток 6000 руб. В результате предприниматель полностью использовал вычет, и к уплате налога по двум патентам останется сумма в 3000 руб.

ЮР: Ну и в заключение расскажите, пожалуйста, кратко о законопроекте № 344028‑7, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме. Какие основные вопросы он затронет?

АБ: 18 декабря 2017 года в Государственную Думу был внесен законопроект №344028-7. На сегодняшний день его уже поддержали более 35 депутатов и один сенатор. Кроме того, на момент внесения этого законопроекта он был поддержан крупными ассоциациями бизнеса, такими как «Деловая Россия», «ОПОРА России», ассоциациями розничной и интернет-торговли. Такая поддержка обусловлена тем, что основные положения законопроекта направленны на решение тех вопросов, которые возникли у участников рынка в процессе внедрения нового порядка применения касс.

Законопроект внесет разъяснения в значение термина «расчеты», вокруг которого в данный момент идут споры. Также законопроект должен внести разъяснения о том, что делать при оплате в Интернете, но не с помощью платежной карты, а, например, через банк. Помимо описанных в законе форм оплаты и торговли существуют и другие. Например, это торговля через печатные каталоги, магазины на диване, когда клиент не использует свою карту или электронный кошелек, а оплата производится, например, по платежке в банке. В законопроекте будут приняты уточнения о том, каким образом в этих случаях покупатель сможет получить свой кассовый чек а вы, как продавец сможете исполнить свою обязанность его предоставить. Эти и многие другие моменты будут разрешены, поэтому рекомендуем всем предпринимателям внимательно следить за развитием событий и новостями этого законопроекта. 


Оригинал статьи можно прочитать здесь.






 


 
 
Хотите получать полезные рекомендации?
arrow_upward
close