+7 (812) 327-5141 заказать звонок
info@trade-drive.ru

Маркировка табака

Маркировка табака (или табачный ЕГАИС)

30 июля 2018 года президент подписал закон об обязательной маркировке табака с 1 марта 2019 года. С 15 января 2018 года маркировка табака осуществляется в качестве эксперимента. В нем могут участвовать все желающие. Это поможет подготовиться к моменту вступления закона в силу.

Этапы внедрения маркировки табачной продукции

  • Этап 1. Подключение производителей табачной продукции к информационной системе маркировки табака, установка и настройка оборудования для нанесения на продукцию контрольных идентификационных знаков. Этот этап продлится с 1 марта 2019 года по 1 июля 2019 года. В этот период производителями будет осуществляться выпуск как маркированной, так и не маркированной табачной продукции.
  • Этап 2. Прекращение выпуска немаркированной продукции. Реализация маркированной табачной продукции в розницу через on-line кассы с обязательной передачей кода маркировки в ОФД. На этом этапе, который начнется 1 июля 2019 года, розничный сегмент и оптовики перестанут получать немаркированную продукцию от производителей и будут распродавать ее остатки.
  • Этап 3. Подключение к информационной системе прослеживаемости табачной продукции предприятий оптовой торговли. Полный запрет на оборот немаркированной табачной продукции, включая нераспроданные остатки. Срок этого этапа пока не определен.

Сроки перехода на табачный ЕГАИС.jpg


Схема отслеживания оборота табачной продукции

На каждую пачку сигарет на заводе будет наноситься уникальный двумерный штрихкод типа DataMatrix, в котором будет зашифрован:

  1. GTIN – международный код из системы GS1, который содержит сведения о продукте и компании-производителе.
  2. Идентификационный номер, который определяет уникальный номер экземпляра продукции.
  3. Криптографический код проверки.

Список наносимых кодов производитель будет запрашивать у оператора ИС МОТП, компании ЦРПТ, и отправлять им обратно отчет по использованным кодам.

В случае ввоза импортных сигарет маркировка будет осуществляться или на заводе изготовителе, или на складах компании импортера.

Код идентифицирует товар и позволяет отслеживать его движение на каждом этапе — от производства или ввоза в Россию до продажи.

Сканирование штрихкода маркировки обязательно только на конечном этапе, при сканировании пачки на кассе. На других этапах информацию передают в электронном виде – вместе с накладной через оператора системы электронного документооборота.

Сверять поступившие данные с реальными кодами на пачке или верить поставщикам – дело каждого.

Как работает маркировка табака

  1. Производитель наносит на пачку штрихкод DataMatrix
  2. Дистрибьютер подключается к оператору ЭДО (системе электронного документооборота) и получает цифровую подпись.
  3. Магазин приобретает оборудование (2D-сканер) и ПО, работающее с маркировкой.
  4. Потребитель покупает пачку сигарет и по штрих-коду может проверить легальность товара. После продажи уникальный цифровой код выводится из оборота.

Что маркировать

Табачные изделия, реализуемые конечному потребителю в потребительской и/или групповой упаковке:

  1. Папиросы.
  2. Сигареты с фильтром.
  3. Сигареты без фильтра.

Требования к цифровому штрих-коду DataMatrix для табака:

1. На пачку наносят обязательные поля из 35 символов:

  • GTIN товара (глобальный номер) из 14 цифр, содержащих информацию о товаре и историю его перемещений. Наносится на нижнюю или боковую сторону пачки;
  • индивидуальный код упаковки из 13 символов;
  • проверочный код из 8 цифр.

2. На блок наносят 29 обязательных символов:

  • SSCI (серийный код транспортной упаковки) – 18 цифр;
  • код идентификации – 7 символов;
  • проверочный код из 8 цифр.

3. На крупную транспортную упаковку обязательно наносят:

  • GSI – 128;
  • SSCC (серийный код транспортной упаковки) – 18 цифр;
  • GTIN товара (глобальный номер) из 14 цифр;
  • индивидуальный код упаковки – 13 цифр;
  • проверочный код из 8 цифр.

Штрафы за нарушение закона об обязательной маркировке сигарет

Согласно кодексу РФ «Об административных правонарушениях» часть 3 ст. 15.12 КоАП все организации и участники табачного рынка обязаны подключиться к информационной системе до 1 марта 2019 года. В противном случае вам грозит штраф.

Произведенная не промаркированная табачная продукция:

От 10 до 15 тыс. руб. – индивидуальные предприниматели

От 100 до 150 тыс. руб. – юридические лица

Продажа немаркированных табачных изделий:

От 4 до 5 тыс. руб. – физические лица

От 10 до 15 тыс. руб. – индивидуальные предприниматели

От 200 до 300 тыс. руб. организации

Все неучтенные товары изымают со складов компании в случае проверки. 

Что ждут от обязательной маркировки табака

Весь объем табачной продукции в РФ – 1,5 трлн. рублей. Нелегальный рынок по данным на 2018 года равен 6-8%. Контролирующие организации не в силах проверять его качество.

После введения обязательной маркировки нелегальный товар перестанет попадать на полки магазинов. И потребитель сможет покупать более качественный товар.

На рынке установится честная конкуренция, так как пропадет «серая продукция» по цене, сниженной за счет неуплаты налогов.

Государство же увеличит налоговые и таможенные сборы.

Как стать участником эксперимента по маркировке табака

  1. Зарегистрироваться в системе мониторинга на сайте ЦРПТ (центр развития перспективных технологий - оператор единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров в России и ЕАЭС). При регистрации нужно указать название и ИНН организации, Ф.И.О., контактный телефон и адрес электронной почты. Розничный магазины также должны указать регистрационный номер онлайн-касс и номер договора с ОФД (оператором фискальных данных).
  2. Установить учетную программу и получить цифровую подпись.
  3. Приобрести оборудование и программное обеспечение для работы со штрих-кодом DataMatrix.

Результаты эксперимента на данный момент

1. Отработаны процессы маркировки сигарет при производстве. Определен оптимальный формат идентификатора:

  • цифровой код в формате DataMatrix;
  • размер DataMatrix символа – 20*20;
  • в дальнейшем меняться не будет.

2. В эксперименте участвуют:

  • производители и дистрибьютеры, обеспечивающие более 90% выпуска и оптового оборота табачной продукции;
  • сети и точки розничной торговли (более 30 тыс.);
  • разработчики и производители ПО для маркировки.

3. Маркированная продукция массово производится и находится в обороте.

Как проверить готовность к продаже маркированной табачной продукции

Чек-лист состоит из нескольких пунктов:



Назад в раздел

 
Текст сообщения*
Загрузить изображение
 

Хотите получать обучающие материалы по аналитике для магазинов?
Хотите получать обучающие материалы по аналитике для магазинов?

Сайт создан Группой компаний "СофтБаланс"