+7 (812) 327-5141 заказать звонок
info@trade-drive.ru

Осторожно кассир! (О методах предотвращения воровства в кассовой зоне)

 

Осторожно кассир! (О методах предотвращения воровства в кассовой зоне)

Основная цель любого бизнеса – это не получение прибыли, а снижение потерь!

В среднем, потери в любом бизнесе составляют от 0,5 до 2% от оборота. Но эта статистика лишь потенциальная, поскольку в реальности они гораздо больше и в зависимости от бизнеса (или магазина) могут достигать 8 или даже 10%.

По данным Global Retail Theft Barometer на 2010 год причиной потерь бизнеса в России являются:

  • 41,2% - покупатели;
  • 36,5% - сотрудники;
  • 5,8% - поставщики;
  • и в 16,5% - прочие причины, например, ошибки и порчи.

В данной статье поговорим о том, как именно покупатели и кассиры могут воровать, какие меры можно предпринять для предотвращения подобных инцидентов.

Как воруют покупатели?

Способов воровства среди покупателей не так много и, в целом, они достаточно известны: люди прячут товары в одежде и в сумках, выкладывают на кассовую ленту не весь товар, подменяют штрихкод, при наличии весов самообслуживания покупатели распечатывают штрихкод с более дешевым товаром, - вот основные схемы, популярные у «нечистых на руку» клиентов.

Как бороться с воровством покупателей?

В первую очередь, конечно, на помощь ритейлерам приходит видеонаблюдение в зале и в прикассовой зоне. При этом, система видеонаблюдения должна быть настроена так, чтобы покупатель не понимал, какие зоны оно перекрывает, а какие зоны остаются мертвыми. При этом покупатель обязательно должен видеть, что в зале ведется видеонаблюдение, ведь это зачастую служит хорошим предостережением.

Для предотвращения проноса товаров в корзине через кассовую зону, ее необходимо правильно организовать. В этом поможет наличие периферийных зеркал, которые помогут кассиру увидеть, что находится в корзине.

Антикражные ворота помогают выявить посетителей, пытающихся незаметно пронести товары с радиочастотными или магнитными этикетками.

Конечно, большое значение в предотвращении краж посетителей играет персонал, который не должен терять бдительности. Охрана должна следить за видеонаблюдением, должна поддерживаться постоянная связь между охраной и службой безопасности, продавцы и сотрудники тоже должны следить за покупателями и при необходимости привлекать охрану.

Про фальшивые купюры

Отдельного внимания заслуживает проблема, связанная с приемом кассирами фальшивых купюр. В данном случае в помощь кассирам приходят детекторы валют, которые бывают:

  • инфракрасными: позволяют 100% определить подлинность банкнот, надежны, низкая стоимость владения, однако при этом они достаточно дорогостоящие (от 2700 руб. до 10000 руб.);
  • ультрафиолетовые: низкая цена (от 400 руб. до 2500 руб.), но они не позволять 100% определить подлинность купюр, обладают высокой стоимостью владения и негативно влияют на кожу.

Как обманывают кассиры?

Большинство схем воровства в данном случае связаны либо со сговором кассира и покупателя, либо со сговором кассира со старшим кассиром.

Кассир в сговоре с покупателем

В таких случаях, к кассиру приходит «свой» человек, которому пробивают не все товары из продуктовой корзины или пробивают товары по ценам дешевых аналогов. Пресечь такие ситуации практически невозможно, ни одна система автоматизации не позволяет сказать, что именно лежит в корзине у покупателя. Поэтому способами борьбы с такими злоупотреблениями являются исключительно наблюдение за кассирами, материальная ответственность и работа сотрудников системы безопасности.

Встречаются также такие случаи, когда кассир пробивает руками весовой товар, тем самым уменьшая вес товара или заменяя дорогой товар дешевым аналогом. Для решения данной проблемы в программах для автоматизации рабочего места кассира должна быть предусмотрена возможность запрета ручного пробития весового штрихкода.

Еще одним моментом, требующим особого внимания, является ручной ввод скидок. В данном случае кассир может дать скидку любому знакомому человеку скидку, которую он захочет, поскольку предоставление таких скидок ничем не регламентировано. Сюда же можно отнести и скидочную карту, предназначенную для покупок самого кассира. Для того чтобы бороться с подобными инцидентами, необходимо также запрещать ручной ввод скидок, а также осуществлять наблюдение за кассиром и принимать административные меры в случае обнаружения таких нарушений.

Кассир не состоит в сговоре с покупателем

В первую очередь стоит упомянуть о моментах, когда скидка может быть проведена по карте уже после того, как копия чека выдана покупателю. Разница, естественно, остается у кассира в кармане, а реально скидка покупателю не предоставляется. Для того чтобы бороться с подобными случаями, необходимо запретить печать копии чека, запретить редактирование чека после оплаты и запретить сторнирование оплат. Отсутствие запрета на печать копии чека может привести еще и к тому, что после такой копии кассир может сторнировать либо весь чек, либо часть позиций, будто покупатель их вернул, а деньги забрать себе.

Пробитие дополнительного товара – еще один нюанс, который требует внимания, наблюдения и принятия административных мер.

Возврат/аннулирование продажи – еще одна популярная схема воровства кассиров, поскольку далеко не все покупатели берут чеки в магазине. После продажи кассир делает возврат в рамках идущей смены, а деньги забирает себе. В результате – и товара нет, и денег нет. Для предотвращения подобных схем воровства необходимо ввести запрет на возврат/аннулирование продаж.

Меры безопасности

В первую очередь, конечно, необходимо правильно настраивать работу кассой программы, четко прописывая возможный спектр функции для каждого сотрудника. Кассирам должно быть запрещено проведение следующих операций:

  • печать копии чека;
  • отмена чека;
  • сторнирование позиции;
  • ручной ввод скидок;
  • возврат/аннулирование продажи;
  • ввод весового штрихкода вручную;
  • просмотр суммы в денежном ящике;
  • запрет работы с открытым денежным ящиком.

Наличие видеонаблюдения в магазине обязательно для предотвращения воровства в магазине, настроенное таким образом, чтобы все операции, производимые кассирами фиксировались на видео.

Отчеты также позволяют отслеживать наличие подозрительных манипуляций на кассовом узле. Необходимо регулярно просматривать статистику работы каждого кассира и анализировать как их общее количество, так и наличие возвратов и других кассовых операций и просмотр в случае надобности журнала действий.

Административные меры требуют особого внимания:

  • обязательно введение личной и коллективной материальной ответственности;
  • организация рабочих мест кассиров должна включать наличие обзорных зеркал и противокражных ворот;
  • в зале и на кассовых узлах должно вестись видеонаблюдение;
  • должное внимание должно быть уделено обучению персонала, особенно при приеме на работу.

Ну и в заключение отметим, что без вашего контроля ни одна система учета, даже самая сложная не будет гарантировать, что у вас не воруют.


Вам будут интересны другие статьи на эту тему: 

Воровство в магазине, или Как защитить свой бизнес?
Из этой статьи вы узнаете важные факты и статистические данные, касающиеся воровства. А зная их, можно определить стратегию по борьбе с этим распространенным «недугом» многих торговых точек.
Инвентаризация: лазейка или способ навести порядок  в ресторане?
Неправильно проведенная инвентаризация может превратиться в фарс, в банальную процедуру «для отвода глаз». Эта статья - о том, как избежать подобного и сделать инвентаризацию надежным помощником в стремлении навести порядок.
Как у шуб «вырастают ноги» или о воровстве в непродуктовой рознице
Как оказаться на шаг впереди воров и контролировать бизнес-процессы в магазине? Ответы и практические рекомендации вы найдете в этой статье.

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Загрузить изображение
 

Сайт создан Группой компаний "СофтБаланс"