+7 (812) 327-5141 заказать звонок
info@trade-drive.ru

Как рознице подготовиться к тотальной маркировке и прослеживаемости товаров «Честный знак»

Стоп Честный знак.jpgГосударство постоянно стремится к повышению контроля за бизнесом и за всем движениями товарных и денежных потоков в нашей стране. Для этого создаются системы электронного документооборота, налоговые автоматы, on-line кассы и электронные платежные системы. Еще одним глобальным элементом контроля станет система «Честный знак» - сплошная прослеживаемость оборота товаров на всем пути от производителя или импортера продукции до конечного потребителя. Для этого на каждый экземпляр маркируемой продукции будет наноситься уникальный контрольный код, по которому фиксируются все движения товара – выпуск, продажа дистрибьютору, поступление в розницу, возвраты и перемещения, розничные продажи. Такая система должна обеспечить полную прозрачность и прослеживаемость каждой единицы произведенной продукции, перекрыть доступ на рынок для контрафакта, облегчить работу легальным компаниям, а также повысить собираемость налогов и сборов на территории РФ.

Подобная система была апробирована на алкогольной продукции (ЕГАИС) и меховых изделиях, активно идет эксперимент по маркировке лекарств и табака. Внедрение систем контроля резко повысило собираемость акцизов и сборов по этим группам, поэтому правительство приняло решение распространить работу системы на все группы товаров и сделать это до 2024 года. Президент поддержал такую инициативу, подписав соответствующий законопроект в конце 2017 года. В рамках реализации системы сплошной маркировки товаров вышло РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства от 28 апреля 2018 г. № 792-р, в котором перечислены первые 10 товарных категорий со сроками внедрения маркировки по ним уже в 2019 году.

Сроки перехода на маркировку.jpg

Вывод продукции из оборота в системе маркировки должен осуществляться при продаже товара на кассе. Для этого в кассовый чек будет добавлен специальный реквизит «код товара», в который будет записываться идентификационный контрольный код маркируемой продукции. По проекту постановления правительства такой реквизит должен стать обязательным уже с 1 января 2019 года. Как подготовиться к этому изменению мы уже обсуждали в нашей статье «Код товара: обязательный реквизит кассового чека».

Схема реализации прослеживаемости маркируемой продукции

Разработкой и внедрением системы маркировки, которая получила название «Честный знак», занимается компания «ЦРПТ». В ее функции входит генерация уникальных кодов для каждого экземпляра маркируемой продукции, сбор информации о прохождении товара по всей цепочке поставки, обработка этой информации и контроль за ее целостностью и уникальностью. Контрольный код будет наноситься на потребительскую упаковку продукции в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, считать который можно будет не только специальным сканером штриховых кодов, но и обычным смартфоном. Сделано это для того, чтобы каждый потребитель продукции мог быстро определить легальность приобретенного товара и отследить ее путь до прилавка при помощи специального мобильного приложения.

Для того, чтобы облегчить работу с системой маркировки оптовикам и дистрибьюторам продукции коды маркировки будут наноситься не только на потребительскую упаковку, но и на групповую и транспортную (блок, коробка, паллета). Такие коды получили название «коды агрегации», потому что по ним можно будет легко определить тот перечень товаров, которые объединены (агрегированы) в данную упаковку. При отгрузке товара оптом для регистрации его в системе маркировки будет достаточно отсканировать только такой групповой код. При этом в системе отразится движение всех индивидуальных контрольных кодов, находящихся внутри упаковки.

Схема прослеживаемости.jpg

Информация о продаже товара и его вывод из оборота будет поступать в систему маркировки от операторов фискальных данных (ОФД), которые будут вытаскивать из кассовых чеков коды маркировки товара и передавать их в ЦРПТ. Это сильно упростит подключение розничных объектов к системе прослеживаемости, фактически для этого им будет нужно просто обновить свою кассу, которая уже самостоятельно сможет отчитываться за них о продаже маркируемой продукции.

Как розничному бизнесу подготовиться к тотальной маркировке

Система маркировки вводится для того, чтобы убрать с рынка нелегальных производителей и импортеров продукции. По некоторым маркируемым группам, например, по одежде и обуви, доля таких «серых» игроков достигает 50%. Что будет если они не смогут работать? Как быстро их место займут легальные игроки? Как это повлияет на себестомость продукции?

Можно точно сказать, что внедрение маркировки перевернет рынок, сломает устоявшиеся цепочки поставок, поменяет лидеров рынка и их конкурентное поведение. Поэтому мы рекомендуем заранее оценить, насколько ваши поставщики готовы к работе в новых условиях тотального контроля за ними и сможете ли вы продолжить с ними работать в 2019-20 годах. А вы сами сможете работать в новых условиях?

Если на эти вопросы вы ответили «да», то имеет смысл уже сейчас начать подготовку к подключению к системе маркировки. Вся информация о маркируемой продукции будет поступать к вам только через систему электронного документоборота. Список кодов маркировки будет записан в информационные поля универсального передаточного документа (УПД). Вы сможете принимать такие документы? Ваша товароучетная система поддерживает обмен по ЭДО? Если у вас типовая конфигурация от 1С, то просто дождитесь обновления системы, а если обновления для вас вызывают затруднения, то начните подготовку к нему прямо сейчас. И для начала пообщайтесь с разработчиками – они готовы к маркировке? Когда они подготовят обновления для вашей системы?

Вывод маркированного товара из оборота будет осуществляться через кассу со сканером штриховых кодов. При продаже кассир будет сканировать не только код товара, но и код маркировки. При продаже алкоголя кассиры так делают уже давно. Теперь по такой схеме будут продаваться и другие товары. С технологической точки зрения вы должны убедиться, что ваш сканер на кассе умеет считывать код DataMatrix. Тоже самое касается и оборудования для товароведа и кладовщика, ведь при приемке товара им придется проверять, те ли коды товаров привез к ним на объект поставщик. Все его ошибки автоматически станут вашими проблемами, как только вы подпишите УПД. Оно вам надо?

Если вы понимаете, что ваш бизнес не выдержит перехода на работу с тотальной прослеживаемостью и под полным контролем со стороны государства, то уже сейчас нужно планировать, что вы будете делать дальше – оптимизировать расходы, искать новых поставщиков или новые ниши для ведения бизнеса. Помните, что маркировка и контроль уже сейчас становятся неотъемлемыми частями экономики России.

Наказания за нарушения в части оборота маркированной продукции

Наше законодательство меняется таким образом, что требования к выполнению правил оборота маркированной продукции становятся частью лицензионных требований. Так, например, сделано в отношении алкогольной и табачной продукции, а также по отношению к лекарственным препаратам. Но в КоАП есть и специальная статья, предусматривающая наказания за нарушение правил оборота маркированных товаров. Это статья 15.12 КоАП «Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации». В отношении продажи таких товаров:

«Продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения

В отношении алкогольной и табачной продукции эти санкции еще выше:

«Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, -

влечет наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения».

Наша основная задача как разработчика программного обеспечения и интегратора взять на себе все технические вопросы по интеграции вашего бизнеса в систему маркировки, для того, чтобы освободить вас для решения более глобальных и стратегических задач. Если вы решили, что готовы работать с маркируемой продукцией, то мы поможем сделать такую работу максимально удобной.


Вам будут интересны другие статьи на эту тему: 

Код товара: обязательный реквизит кассового чека
1 января 2019 года кассовый чек будет дополнен новым реквизитом - "Код товара". Что это и как его заполнять читайте в нашей статье
Табачный ЕГАИС: что это и как к нему подготовиться
С 1 марта 2019 года нас всех ожидает переход на тотальную маркировку и мониторинг табачной продукции. Давайте обсудим, как подготовиться к этому событию

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Загрузить изображение
 
Хотите получать учебные материалы по аналитике в ресторане?
Хотите получать учебные материалы по аналитике в ресторане?
Решения
Наши клиенты
  • Сеть продовольственных магазинов "Диета-18"
  • Магазин одежды Ferrari Store
  • Сеть баров-ресторанов "Монополь"
  • Сеть магазинов детских товаров "Лукоморье - все для детей"
  • Сеть магазинов спортивной атрибутики "СКА"

Сайт создан Группой компаний "СофтБаланс"