+7 (812) 327-5141
info@trade-drive.ru

Инвентаризация остатков в ЕГАИС

Для того, чтобы выполнить требования ФСРАР и привести остатки алкогольной продукции в ЕГАИС к реальным остаткам алкоголя на предприятии к 01.01.2017 необходимо понимать основные принципы работы с данными в этой системе. Важно помнить, что с весны этого года в ЕГАИС существует два регистра (места хранения) информации об остатках. Первый регистр («Склад») хранит сведения в разрезе алкокодов, кода справки формы А и кода справки формы Б. Это означает, что каждой реальной бутылке (или нескольким бутылкам одной партии) соответствует одна запись, в которой заполнены все три этих поля. Давайте вспомним, что это за коды и откуда они берутся:

Код алкогольной продукции (код АП) в ЕГАИС

Это 19-ти значный код, созданный в системе при регистрации в ней новой элемента. Этот код создается по заявке поставщика или импортера алкогольной продукции для каждого наименования. Одна и та же водка, выпускаемая на разных заводах, может иметь одинаковый код EAN (классический штрих-код продукции), одинаковое наименование, бутылку и этикетку, но разные коды алкогольной продукции.

Код формы А (справки А, раздела 1)

«Номер партии», зафиксированный в ЕГАИС поставщиком или производителем при регистрации в системе акцизных марок на продукцию. Код формы А для всей партии (диапазона номеров) данной алкогольной продукции будет одинаковым и неизменным.


Код формы Б (справки Б, раздела 2)

«Код транзакции» присвоенный документу товародвижения в ЕГАИС. Каждая отгрузка, каждое перемещение продукции между контрагентами в ЕГАИС формирует новый код формы Б.

Алкокод содержится в акцизной марке, его можно считать сканером и как-то распознать. Код формы А и код формы Б никак нельзя определить по акцизной марке. Они содержаться только в сопроводительных документах.

Получается, что каждое товародвижение по первому регистру ЕГАИС выполняется только при полном указании всех трех кодов. И их легко определить при оптовой поставке, т.к. они сопровождают каждую такую отгрузку и создаются (заполняются) теми, кто ее осуществляет. В розничной же торговле код формы А и код формы Б конкретной бутылки определить фактически невозможно, т.к. внешне все бутылки одинаковы.

Поэтому ФСРАР создал отдельный регистр в ЕГАИС («Торговый зал»), с которого и осуществляется розничная продажа алкогольной продукции в системе. И в этом регистре вся продукция хранится только в разрезе алкокода. Коды формы А и код формы Б при этом теряются.

Розничная торговля (магазины) уже полгода живут в этих определениях, перемещая продукцию для продажи через кассы и ЕГАИС в «Торговый зал» или сразу приходуя на него поступающий алкоголь. Общепит долгое время работал только с первым регистром, приходуя на него алкоголь при подтверждении факта закупки его от поставщика.

Но вот с 01.10.16 вступило в силу положение, по которому ФСРАР стал требовать регистрировать продажи алкоголя со всех предприятий. Кроме того, с этого момента остатки алкоголя на регистре «Торговый зал» стали учитываться с контролем превышений, т.е. списывать с него то, что на нем не числится стало возможным только в рамках одной смены (одних суток), к концу которой проданные излишке необходимо дооприходывать.

Какая же теперь получается ситуация с учетом остатков алкоголя?

В ЕГАИС остатки по каждому предприятию распределены по двум регистрам, что-то осталось на первом регистре (накопилось за первые полгода 2016-ого, когда ничего не надо было списывать), что-то зависло на втором, чего-то не хватает, т.к. еще остались начальные остатки на 01.01.2016 и т.д. И все это нужно за декабрь привести в порядок. Остатки в ЕГАИС

Как это сделать?

1. Запросить в ЕГАИС данные по остаткам по своему предприятию. Делается это при помощи программы, в каждой системе по-своему. Как это сделать в Трактире можно посмотреть вот тут, в ДАЛИОНе вот тут.

2. Если вы не планируете ничего возвращать поставщикам или перемещать на другие КПП, то всю продукцию с первого регистра ЕГАИС («Склад») мы рекомендуем переместить на второй регистр («Торговый зал»). Просто потому, что разобраться с алкокодами еще можно, а вот со справками уже вряд ли.

3.Списать с «Торгового зала» ЕГАИС все проданное Актом списания с указанием основания «Реализация продукции, не подлежащей учету в ЕГАИС». Но делать это нужно очень вдумчиво. И желательно «обратным ходом», т.е. вначале пересчитав то, что осталось на реальных остатках предприятия. И если вы заметили, что на ваших остатках в ЕГАИС числятся одни и те же позиции, но с разными алкокодами, то без сканирования каждой такой сомнительной (неоднозначной) бутылки вам просто не обойтись. А значит и без сканера и программы, умеющей с ним работать, навести порядок в остатках тоже не получится.

Для проведения такой операции с использованием автоматизированной системы будет необходимо убедится, что каждая позиция вашей номенклатуры сопоставлена с номенклатурой ЕГАИС.
Если при такой операции вы перепутаете алкогоды и спишите те позиции, которые в реальности все еще остались на предприятии, то при их реальной продаже вам придется их заново оприходывать, чтобы затем тут же списать. А все такие операции формируют «необеспеченный приход», т.е. не подтверждены поставщиками и документами и с Нового Года ФСРАР скорее всего будет ужесточать за ними контроль.


4.Поставить на баланс в ЕГАИС тот алкоголь, который есть на реальных остатках, но не числится в системе. Это могут быть старые запасы, поступившие на предприятие до «эры ЕГАИС».

5.Разобраться с пересортицей в рамках алкокодов. Ошибиться могли ваши сотрудники или сотрудники поставщика. Если при поступлении алкоголя вы его весь по-бутылочно не сканировали (почти наверняка так и было), то никак не проверить, привезли ли вам в реальности то, что отгрузили по ЕГАИС. Вспомните, какой бардак в этой системе был в первые месяцы ее работы!

Но с 01.01.17 все эти ошибки станут вашими проблемами.

6.Поддерживать остатки в актуальном состоянии. Для общепита это означает ежедневное формирование Актов Списания с основанием «Реализация продукции, не подлежащей учету в ЕГАИС». 

7.Такой же алгоритм действует и для немаркированной продукции (пива, сидров, пуаре). И эти остатки также необходимо привести в порядок. Помните, что для общепита при продаже алкоголя в розлив фактом продажи является факт вскрытия тары, а не факт продажи последней капли из бутылки.

Поэтому при инвентаризации остатков вскрытый алкоголь можно не считать – для ЕГАИС его уже нет.


В рамках всей страны объем работ, которые необходимо выполнить для приведения остатков алкоголя в ЕГАИС в розничном сегменте к реальным, даже невозможно подсчитать. И число ошибок, которые при этом совершите вы и ваши коллеги тоже будет очень велико. Поэтому при организации работы по инвентаризации ЕГАИС помните о реалиях:

1.ФСРАР проще всего выявить те организации, которые совсем ничего не делают в системе ЕГАИС. Не подтверждают приходы, не формируют списания, не ставят алкоголь на баланс, не регистрируют продажи. Т.е. первым признаком нарушения будет полное отсутствие таких документов по организации. И поверьте, в стране будет очень много таких предприятий. Потому что найти ошибки в документах гораздо сложнее, чем убедится в отсутствии таких документов в принципе. Просто начните не спеша формировать правильные движения в ЕГАИС, постепенно наводя порядок в учете. Пусть ФСРАР это видит.

2.Чтобы прийти на предприятие и пересчитать фактический алкоголь ФСРАР нужны основания и ресурсы. Основанием может быть контрольная закупка, проверка других контролирующих органов, заявление граждан и т.д. Чтобы проверить даже каждое сотое предприятие в стране нужно гораздо больше сил и средств, чем есть у этого органа контроля сейчас. Поэтому проверки будут носить единичный и выборочный характер.

3.Система ЕГАИС может контролировать себя сама. Продажу или списание «излишков» (того алкоголя, который не числится на остатках) можно очень легко автоматически отследить и сформировать «письмо счастья», на которое вам придется ответить в установленный срок, чтобы избежать санкций или дополнительных проверок. Поэтому особенно внимательно необходимо контролировать именно такие «недооприходованные» остатки – тщательно проверяйте документы расхода алкоголя в ЕГАИС (чеки и акты списания).

ЕГАИС стал новой реальностью нашей жизни. Как доллар по 65 и нефть по 50. Как «Платон» и он-лайн кассы. Значит к этой реальности придется приспособиться или просто уйти с рынка. Практика показывает, что жить с «правильным ЕГАИС» можно. И через несколько месяцев к нему привыкаешь и перестаешь так сильно ненавидеть. Главное набраться терпения.


Вам будут интересны другие статьи на эту тему: 

1 октября 2016 года стало очередной вехой в работе ЕГАИС в розничном сегменте. С этого момента процесс постановки на баланс неучтенных остатков алкоголя стал обязательным для всех. Как это изменит работу предприятий и что ждет отрасль в будущем? Какие изменения ждут работу с ЕГАИС? Давайте посмотрим вместе.
Постановка на баланс ЕГАИС остатков алкогольной продукции и наведение порядка в учете в ЕГАИС оказывается совсем не простой задачей. Все ли смогут с ней справиться?
19 апреля 2016 года на сайте ФСРАР опубликована новая методика учета остатков алкогольной продукции для розничного сегмента ЕГАИС. Она кардинально меняет подход к работе с ЕГАИС для общепита и для организаций, торгующих пивом. 
Новая методика сильно упростила работу с остатками в ЕГАИС для розничного сегмента. Складывается впечатление, что контрольные органы уже добились своего, ужесточив контроль за оптовиками и производителями, и решили, что «душить» розницу новыми жесткими требованиями им уже не интересно.
ФСРАР обошел исключения ФЗ-171 и обязал рестораны регистрировать свои продажи алкогольной продукции в ЕГАИС. Отличием от магазинов стало то, что такие продажи разрешено регистрировать один раз в день одним документом по итогам продаж, а не каждым чеком, пробитым на кассе, как в рознице.
Учет пива в ЕГАИС и необходимость использовать ККТ при торговле им наконец разъяснено Правовым департаментом ФСРАР

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
 
Решения
Наши клиенты
  • Ресторан "Гоголь"
  • Сеть магазинов фермерских продуктов "Гирлянда"
  • Сеть алкогольных гипермаркетов "Виньон"
  • Сеть магазинов "Армия России"
  • Ресторан "Веритас"
  • Сеть баров-ресторанов "Монополь"
  • Магазины и столовые АО "Военторг"
  • Сеть продовольственных магазинов "МинутаМаркет"
  • Сеть пицца-баров Street
  • Сеть баров-ресторанов "Монополь"

Сайт создан Группой компаний "СофтБаланс"