+7 (812) 327-5141
info@trade-drive.ru

Как и зачем ставить на баланс в ЕГАИС остатки алкогольной продукции

Учет остатков в ЕГАИС

Согласно методике «Ведение остатков продукции организациями розничной торговли в системе ЕГАИС (с правками от 25.04.2016)», остатки алкогольной продукции, полученные до 01.01.2016 и не реализованные до 01.10.2016, должны быть зафиксированы в системе ЕГАИС после 01.10.2016 перед розничной продажей. А с 01.01.2017 в ЕГАИС будет включен режим контроля остатков, после которого любые действия с алкоголем, который не будет числиться на остатках организации, будут, скорее всего, запрещены. Что это означает и какие действия необходимо выполнить организациям розничной торговли, чтобы удовлетворить требованиям ФСРАР?

Для начала напомним, как происходило внедрение системы ЕГАИС в розничном сегменте и какие данные сейчас накоплены в системе. С 01.01.16 все розничные организации, включая бары и рестораны, начали подтверждать факт закупки алкогольной продукции у поставщиков. Тем самым они стали накапливать на своих остатках в системе ЕГАИС всю ту алкогольную продукцию, которая к ним с этого момента поступала, т.к. продажи (расход) этой самой продукции нигде не фиксировались. Вернее фиксировались в добровольном режиме, т.е. те, кто хотел, мог делать это самостоятельно.

При этом все начальные остатки алкоголя, которые были в организации на 01.01.16 в ЕГАИС остались никак не отражены в системе.
С 01.07.16 началась обязательная регистрация розничных продаж в ЕГАИС. С этого момента кассиры на кассах уже в обязательном порядке перед розничной продажей стали сканировать двумерный штрихкод акцизной марки каждой бутылки, чтобы кассовая система могла отправить данные о продаже в ЕГАИС. Причем это требование не распространялось на предприятия общественного питания и на торговлю пивом, которые по прежнему были обязаны просто регистрировать свои закупки, только «плюсуя» остатки АП на своих регистрах в ЕГАИС, ничего оттуда не списывая.

Для розничной торговли система стала постепенно «замыкаться» - та продукция, которая была оперативно закуплена, стала списываться с остатков ЕГАИС. Но если покупатель брал с полки магазина ту бутылку, которая была закуплена еще до 01.01.16, то при продаже она списывается с остатков ЕГАИС «в минус», т.к. ее нет на балансе организации. И наоборот, вся та продукция, которая была принята на баланс и продана розницей за период с 01.01.16 по 30.06.16 так и зависла на остатках предприятия в системе, потому что ее регистрация не была обязательной.

Получается, что сейчас остатки алкогольной продукции в системе ЕГАИС представляют собой откровенную «кашу» и до 01.01.17 ФСРАР должен либо заставить все организации навести в этой «каше» порядок, либо перенести включение режима контроля остатков на более поздний срок. Сейчас со стороны ФСРАР особой активности не наблюдается. Но есть высокая вероятность, что после выборов такая активность резко возрастет. Ведь недаром в качестве контрольной точки для системы выбрали именно 01.10.16.

Что же нужно будет сделать, чтобы навести порядок в системе?

  1. Нужно как-то списать весь алкоголь, которые был закуплен через ЕГАИС, а продан клиентам без регистрации в системе. Для этого ФСРАР разработало документ «Списание продукции, розничная реализация которой не подлежит учету в ЕГАИС». По задумке в этот документ организация должна поместить весь алкоголь, проданный «мимо ЕГАИС» и списать его со своих остатков, зарегистрировав документ в системе. Предусмотрена упрощенная модель такого списания, при котором в документ заносится только код алкогольной продукции и ее количество.
  2. Поставить на баланс тот алкоголь, который был на остатках организации по состоянию на 01.01.16 и все еще не продан клиентам. Для этого создан документ «Акт постановки на баланс продукции с указанием основания «Продукция, полученная до 01.01.2016». У этого документа есть два варианта – упрощенный («Акт постановки на баланс продукции в торговом зале») и классический. В упрощенном варианте в документ заносится только код алкогольной продукции и ее количество. 
  3. Списать недостачи, оприходывать излишки. Для этого существуют специальные документы ЕГАИС, которые можно заполнять также в сокращенном виде.

Звучит просто и понятно. Однако есть важный нюанс. Все движения в ЕГАИС осуществляются в терминах его справочников, созданных в системе импортерами и производителями алкогольной продукции. В классическом варианте оформления документов ЕГАИС каждая транзакция продукции должна быть сопровождена кодом алкогольной продукции, кодом формы А и формы Б для каждой единицы продукции. Что это за коды?

Код алкогольной продукции (код АП) в ЕГАИС

Это 19-ти значный код, созданный в системе при регистрации в ней новой элемента. Этот код создается по заявке поставщика или импортера алкогольной продукции для каждого наименования. Одна и та же водка, выпускаемая на разных заводах, может иметь одинаковый код EAN (классический штрих-код продукции), одинаковое наименование, бутылку и этикетку, но разные коды алкогольной продукции.

Код формы А (справки А, раздела 1)

«Номер партии», зафиксированный в ЕГАИС поставщиком или производителем при регистрации в системе акцизных марок на продукцию. Код формы А для всей партии (диапазона номеров) данной алкогольной продукции будет одинаковым и неизменным.

Код формы Б (справки Б, раздела 2)

«Код транзакции» присвоенный документу товародвижения в ЕГАИС. Каждая отгрузка, каждое перемещение продукции между контрагентами в ЕГАИС формирует новый код формы Б.
Получается, что все движения по выравниванию остатков алкогольной продукции в ЕГАИС должны сопровождаться тремя кодами (код АП, код формы А и код формы Б) в классической схеме или только кодом АП в упрощенной схеме товародвижения.

Но где же взять эти коды?
Код формы А и код формы Б отражаются в сопроводительных документах к алкогольной продукции и в документах ЕГАИС, связанных с данной поставкой. Т.е. по той продукции, которая была закуплены через ЕГАИС ее можно найти в системе. А по той, которая была закуплена до 01.01.16 ее нужно искать в сопроводительных документах к поставке или заново запрашивать у вашего поставщика.
С кодом алкогольной продукции еще сложнее. Формально он присутствует в двумерном штрихкоде PDF417 (большом), расположенном на акцизной марке.

Акцизная марка

Но вот чтобы получить его из этого кода нужно отсканировать его сканером и «символы с 8 по 19 (12 символов) перевести из тридцатишестеричной системы счисления в десятичную систему счисления, добавить впереди недостающие ведущие нули, и получим 19 -ти разрядное число, состоящее только из цифр». Вы ведь готовы выполнить такое действие для всех бутылок, которые нужно «по упрощенной схеме» списать или оприходывать. А ведь это необходимо сделать либо до 01.10.16 либо после, но строго «перед фактом продажи»!

Становится совершенно понятно, что сделать такую операцию можно только имея на руках специальное программное обеспечение или оборудование, которые смогут расшифровать код и зафиксируют его в ЕГАИС. Для упрощенной схемы документооборота этого хватит. А что делать тем, у кого таких систем и такого оборудования нет?

Вот и получается, что новые правила по учету остатков в ЕГАИС выполнимы в основном для тех, кто и раньше держал эти остатки под контролем – для крупных федеральных сетей, для добросовестных, умных и трудолюбивых организаций, имеющих нужное оборудование (терминалы сбора данных, сканеры 2D у оператора, а не только на кассе) и правильное программное обеспечение. А вот основная масса мелких организаций, магазинчиков у дома, небольших кафе и ресторанов, так и будут работать, выполняя только основные требования по ЕГАИС, регистрируя закупки и продажи. Даже если бы они и хотели навести порядок в своих остатках в ЕГАИС, они просто физически не смогут этого сделать.

Хотя возможно ФСРАР вполне устроит вариант, когда правильный учет будет настроен хотя бы у крупных игроков алкогольного рынка, у федеральных сетей, оптовиков, импортеров и производителей. Ведь этот сегмент покрывает огромную долю рынка оборота алкогольной продукции. А с остальными уже будут разбираться потом, постепенно ужесточая правила и «закручивая гайки». Время покажет.
Наша компания, как ответственный поставщик программного обеспечения, в своих продуктах реализовала все необходимые механизмы по учету остатков алкогольной продукции в ЕГАИС. А вот выполнять ли рекомендации ФСРАР наши клиенты решают для себя самостоятельно.


Вам будут интересны другие статьи на эту тему: 

В бизнесе, как на общественном транспорте – никто ждать не будет! И в рамках очень высокой конкуренции важно знать и понимать все сложности, связанные с законодательством.
Читаем вместе постановление правительства №1459 от 29 декабря 2015 года "О функционировании единой государственной автоматизированной
информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
19 апреля 2016 года на сайте ФСРАР опубликована новая методика учета остатков алкогольной продукции для розничного сегмента ЕГАИС. Она кардинально меняет подход к работе с ЕГАИС для общепита и для организаций, торгующих пивом. 
По требованию ФСРАР с 01.07.16 при продаже алкогольной продукции покупателю нужно выдать чек, на котором будет напечатан двумерный штрих-код со ссылкой на информационный сервис ЕГАИС. Что стоит за этим требованием?
Государство твердо решило взять под полный контроль весь оборот алкоголя в нашей стране, и оно приложит все усилия, для достижения этой цели. Мы попробовали разобраться в ситуации и ответить себе на простой вопрос – какие требования и когда именно будут возложены на рестораны в области учета оборота алкогольной продукции?
Новая методика сильно упростила работу с остатками в ЕГАИС для розничного сегмента. Складывается впечатление, что контрольные органы уже добились своего, ужесточив контроль за оптовиками и производителями, и решили, что «душить» розницу новыми жесткими требованиями им уже не интересно.

Возврат к списку


Константин
Здравствуйте, так что вы можете предложить для "магазина к дома" с автономной кассой АТОЛ-ЕгаИС? какую ПО?
Имя Цитировать
Майя Ежова, СофтБаланс
Константин, для решения таких задач как , подтверждение прихода, постановка на баланс, журнал учета алкоголя, алкогольной декларации и многих других хорошо подходит наш программный продукт ДАЛИОН:Управление магазином, версии УНО и выше. Помимо этого в ДАЛИОН, есть все что нужно для автоматизации товарного учета в магазине.
Если вам нужно закрыть только задачи ЕГАИС (без автоматизации учета) , то есть решение , которое называется АТОЛ HUB-19.В комплекте с которым идет ПО "Атол документы ЕГАИС"
Константин,
Имя Цитировать
Алексей
Здравствуйте, у меня не получилось посмотреть вебинар 22.11.2016 "ЕГАИС в общепите", пришлите пожалуйста данный вебинар или ссылку на его запись.
С уважением Алексей.
Имя Цитировать
Гость
Каким образом продукция Далион подходит для "магазина к дому"? Стоимость програмного обеспечения, одна из самых высоких. А программа помощник Егаис совсем не по карману мелким магазинам
Имя Цитировать
borschev
Цитата
Гость пишет:
Каким образом продукция Далион подходит для "магазина к дому"? Стоимость програмного обеспечения, одна из самых высоких. А программа помощник Егаис совсем не по карману мелким магазинам
Добрый день.
Выбрать подходящий программный продукт для розницы с поддержкой ЕГАИС и за ту стоимость, которая устроит покупателя - не простая задача. Со своей стороны мы стараемся сделать так, чтобы у пользователей Далиона никогда не возникало чувства, что они переплатили за него.
Имя Цитировать
Гость
Добрый вечер.
А как быть когда применяя АТОЛ 19 по выравнивании остатков в ТЗ ушли в минус 5 позиций по 1 бутылки
и они не числятся на складе. Спасибо
Имя Цитировать
Гость
Цитата
Гость пишет:
Добрый вечер.
А как быть когда применяя АТОЛ 19 по выравнивании остатков в ТЗ ушли в минус 5 позиций по 1 бутылки
и они не числятся на складе. Спасибо
Имя Цитировать
borschev
Цитата
Гость пишет:
Добрый вечер.
А как быть когда применяя АТОЛ 19 по выравнивании остатков в ТЗ ушли в минус 5 позиций по 1 бутылки
и они не числятся на складе. Спасибо
Добрый день. С выравниванием остатков все не просто. К сложностям с переучетом добавляется путаница внутри самого ЕГАИС, когда остатки то списывались, то не списывались при перемещении между регистрами. Вообщем тут совет один - не пошло с первого раза, попробуйте еще раз. И еще раз. Пока все не обнулится. ФСРАР все это и сам понимает, поэтому пока не ввел никакого запрета на продажи "в минус" и никак не ограничил объемы списаний и постановок на баланс.
Имя Цитировать
 
Текст сообщения*
 
Хотите получать учебные материалы по аналитике в ресторане?
Решения
Наши клиенты
  • Сеть кафе в парке аттракционов "Диво Остров"
  • Магазины и столовые АО "Военторг"
  • Сеть кафе-пекарен "Пироговый дворик"
  • Ресторан "Диван"
  • Сеть алкомаркетов "Градусы всего мира"
  • Сеть магазинов "Армия России"
  • Ресторан "19 век"
  • Сеть магазинов детских товаров "Дети"
  • Сеть продовольственных магазинов "Морковь"
  • Ресторан Pizza and Pasta.Com

Сайт создан Группой компаний "СофтБаланс"