+7 (812) 327-5141
info@trade-drive.ru

Как заполнять журнал учета объема розничных продаж алкоголя в ресторане

Бизнес-практикум "Ритейл 2,0"

240x345_ОФД_3.gif

ЦТО в подарок!



 

Журнал учета объема22 июня 2015 года был опубликован Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (ФС РАР) от 19 июня 2015 г. №164. Именно этим документом с 01.01.2016 был введен в действие новый порядок заполнения журнала учета объема розничных продаж алкоголя. Несмотря на то, что основным механизмом регулирования оборота алкогольной продукции в России сейчас является ЕГАИС, журнал учета также необходимо применять всем без исключения участникам розничного алкогольного рынка. Сам ФС РАР, на своих семинарах не раз говорил, что выпустил этот приказ скорее для соблюдения законодательства, а не для реального контроля за продажами алкоголя. И это видно по тем противоречиям и откровенным ляпам, которые присутствуют в правилах заполнения журнала. Тем не менее штрафы за нарушения правил работы с журналом самые настоящие, а значит нам теперь нужно исполнять данный приказ. Давайте разберемся, что для этого необходимо делать.

1. Кто и где его заполняет

Журнал учета объема розничных продаж заполняется каждым обособленным подразделением на месте реализации алкогольной продукции. Никаких исключений по виду юридического лица, по месту его нахождения или по обороту нет. Журнал обязаны вести все организации и индивидуальные предприниматели, даже те, которые торгуют только пивом.

2. Как заполнять журнал

Сейчас предусмотрено два варианта заполнения журнала – в электронном виде, фиксируя продажи алкогольной продукции в ЕГАИС, и в бумажном виде, занося все продажи алкоголя в таблицу утвержденной формы.

Форма журнала

Вот тут начинается первая путаница – как вести журнал в электронном виде в ресторане? В приказе №164 ФСРАР сказано, что журнал заполняется по факту продажи каждой единицы потребительской тары или по факту вскрытия транспортной тары. Вскрытие транспортной тары при записи журнала применяется только для нефасованных алкогольных продуктов, в первую очередь для разливного пиво, хранимого и перемещаемого в кегах. Вскрытие коробки (транспортная тара) с бутылками вина (потребительская тара) не является фактом продажи алкогольной продукции, в отличии от вскрытия пивной кеги. Путаница в том, что в ЕГАИС записать данные о продаже можно только вместе с данными кассового чека, сопровождающего такую продажу. И если при продаже крепкого алкоголя по порциям вскрытие бутылки можно привязать к продаже конкретного первого «шота», который налили из этой бутылки, то при вскрытии кеги никакого чека продажи может и не быть. Аналогично при использовании алкоголя в производстве (в кулинарии, при фламбировании или при изготовлении настоек) момент вскрытия бутылки может очень сильно отличаться от момента первой продажи блюда. Как фиксировать продажу в ЕГАИС в этом случае? Получается, что закон заранее подталкивает исполнителя к нарушениям, заставляя «подгонять» отчетность под возможности системы.

3. Что делать с заполненным журналом

Сдавать журнал учета объема никуда не нужно. Его нужно предъявлять при проверке контролирующими органами. Сейчас нет никаких разъяснений о том, нужно ли при этом хранить журнал в бумажном виде или его можно распечатать за нужный период и предъявить проверяющему. Пока известно одно – хранить данные из журнала необходимо в течении 5 лет. Поэтому необходимо заранее озадачиться в каком виде и где вы будете это делать.
Мы рекомендуем своим клиентам не печатать журнал заранее, но обеспечить возможность его быстрой печати по требованию – исправный принтер и бумага на точке реализации всегда должны быть под рукой.

4. Что заносить в журнал

Согласно приказа при бумажном варианте заполнения журнала в него заносится наименование алкогольной продукции (АП) в соответствии с сопроводительными документами, код АП, а также емкость вскрытых упаковок и их количество. Заносится по факту вскрытия тары (при продаже порциями) или по факту продажи (бутылка целиком). Важно понимать, что наименование АП и его код нужно брать строго из сопроводительных документов, а не из вашего внутреннего справочника номенклатуры.

5. Как считать промежуточные итоги по журналу

В приказе №164 сказано, что «Итоги по продажам алкогольной продукции заполняются с ежедневной периодичностью в разрезе кода вида продукции, наименования продукции и количества (штук)» Эта непростая фраза была расшифрована в примере, который ФСРАР опубликовал на своем сайте 15.01.2016.

Журнал учета

Из примера следует, что каждая запись в журнале должна трижды участвовать в его итогах – по коду АП, по наименованию АП и еще раз по итогу общего количества. И вот тут возникает очередная путаница – получается, что в итогах суммируется количество для разных упаковок, разной емкости. Т.е. мы суммируем поллитровые бутылки с литровыми, добавляем к ним кеги и получаем общее количество проданных и вскрытых тар. Зачем это нужно делать и какую информацию несет такое суммирование совсем не понятно.

6. Какие операции учитывать в журнале

Для понимания того, что нужно заносить в журнал необходимо понимать задачу, для которой он создавался. Согласно приказа № 164 в журнал заносятся только розничные продажи алкогольной продукции. Но что понимать под «розничными продажами» в ресторане? Уже упоминаемая нами ранее алкогольная пропитка для пирожного или вино в маринаде является такой продажей? Согласно логике поступление алкоголя в ресторан фиксируется операцией подтверждения факта закупки в ЕГАИС. Журнал должен «закрыть» эти поступления подтверждением расхода алкоголя. В этом случае сравнив обороты из журнала с поступлениями в ЕГАИС и текущими остатками алкоголя в ресторане ФСРАР может выявить расхождение в этих цифрах и уличить предприятие в торговле контрафактом. Значит, через журнал учета розничных продаж алкоголя должно пройти все то, что было отражено на ваших остатках в ЕГАИС. При этом помните, что в ЕГАИС есть операции возврата, ввода начальных остатков и списания АП на бой, брак, потери. Вот и расход алкоголя нужно подтверждать за вычетом этих операций.

7. Это надолго?

Для ритейла ЕГАИС закроет весь контур учета к 01.07.2016. С этого момента весь оборот алкоголя в магазинах, включая розничные продажи, будет фиксироваться через ЕГАИС, а значит, вести журнал учета объема в бумажном виде они уже не смогут, и он для них будет формироваться автоматически. Для общепита сроки начала регистрации розничных продаж в ЕГАИС не установлены. Поэтому журнал для него является «долговременной заплаткой», которая призвана закрыть контур учета алкоголя. При этом получается, что на остатках ресторанов в ЕГАИС с 01.01.16 копится алкогольная продукция, которую им поставляют через систему поставщики. Как продажи алкоголя, занесенные в бумажный журнал, спишутся с остатков в электронной памяти ЕГАИС совершенно не понятно. И это очередное недоразумение, связанное с этим документом. ФСРАР, чтобы навести порядок в ЕГАИС, будет просто вынуждено реализовать какой-то механизм списания такого алкоголя с остатков ресторанов. И судя по всему, в 2016-2017 годах такой механизм будет реализован, и нас ждут очередные изменения в порядке учета алкоголя для ресторанов.

Каким же образом со всем этим работать? 

Как, когда и кому формировать журнал учета объема розничных продаж АП в ресторане? Судя по логике ФСРАР, бармен или официант должен при каждом вскрытии бутылки делать запись об этом в бумажном журнале, а в конце каждого дня брать калькулятор и подсчитывать итоги по каждой позиции, по каждому виду АП и общие итоги. И так – каждый день. Понятно, что такая схема не жизнеспособна. Наши разработчики и методологи несколько месяцев просчитывали, каким образом с наименьшими трудозатратами для сотрудников ресторана реализовать формирование журнала в программных продуктах линейки «Трактиръ» и предложили три варианта его формирования.

Самый простой вариант формирования журнала – заносить в него всю алкогольную продукцию, перемещенную в бар. Ведь такие перемещения делаются с указанием емкости и количества тары, а значит, математически, вся схема расчета крайне проста. Но такая схема имеет существенный недостаток – в том случай, если в баре алкоголь задерживается в закрытых бутылках, может получиться ситуация, когда при проверке окажется, что попавшая в журнал бутылка, например шампанского, все еще лежит в холодильнике бара закрытая. А это нарушения правил заполнения журнала. С другой стороны при существенных оборотах по бару проверить и пересчитать в нем все бутылки проверяющим будет довольно трудно.


Второй вариант сложнее в реализации, но более точен в отражении реальных продаж. Он использует «обратную схему» расчета, довольно распространенную в общепите. По факту получения ежедневного отчета о продажах система переводит проданный алкоголь в литры, и начинает списывать с остатков те конкретные бутылки, емкости которых покрывают проданный объем. Например, мы знаем, что за день бар продал 22 порции виски по 50 мл. «Трактиръ» автоматически переведет проданный объем в литры и занесет в журнал две литровых бутылки виски, которые бармен должен был вскрыть за смену, чтобы разлить такое количество порций. При этом остатки второй бутылки будут перенесены на новую смену и начнут списываться с отчета по продажам следующего дня. «Трактиръ» умеет работать с разными объемами, т.е. если на остатках числятся две литровых бутылки и две поллитровых, то списание будет происходить по FIFO – вначале спишутся те емкости, которые были оприходованы раньше. 

Журнал учета

Недостатком такой системы является специфика работы бара – ведь совсем не факт, что продав 22 порции по 50 мл. бармен использовал 1,1 литр виски. Скорее всего, у него даже первая бутылка не закончилась. А значит, снова начинается расхождение между фактом и расчетным количеством. Еще сложнее с разными объемами и FIFO. Ведь не факт, что бармен первой откроет ту бутылку, которая пришла раньше. Он может взять ту, которая стоит просто ближе к нему.

Третий вариант формирования журнала наиболее приближен к требованиям ФСРАР. Для этого на рабочем месте бармена или официанта реализована операция «Вскрытие тары». Им остается лишь отмечать в системе, что именно они открыли и в каком количестве. Недостатком такого варианта является внесение лишних операций в действия барменов. Но он самый точный и позволяет ресторану избегать рисков штрафов при проверках.

Вскрытие тары

Важно понимать, что эти методы формирования журнала не являются взаимоисключающими и могут применяться одновременно для разных мест реализации, что позволяет автоматизировать формирование журнала для компаний, использующих сложные схемы налогообложения или разные форматы заведений.

Возможности платформы 1С и математический аппарат, реализованный в «Трактиръ», позволяет нам решать самые сложные аналитические задачи. Даже такие, в которых отсутствует логика. Будем надеяться, что ФСРАР все таки разъяснит правила формирования журнала, или сделает его действительно понятным и полезным механизмом.


Вам будут интересны другие статьи на эту тему: 

В бизнесе, как на общественном транспорте – никто ждать не будет! И в рамках очень высокой конкуренции важно знать и понимать все сложности, связанные с законодательством.
Государство твердо решило взять под полный контроль весь оборот алкоголя в нашей стране, и оно приложит все усилия, для достижения этой цели. Мы попробовали разобраться в ситуации и ответить себе на простой вопрос – какие требования и когда именно будут возложены на рестораны в области учета оборота алкогольной продукции?
Проверьте себя, все ли пункты по подключению ресторана к ЕГАИС выполнены?

Возврат к списку


Гость
какой бред придумывают, жеесть
Имя Цитировать
 
Текст сообщения*
 

Сайт создан Группой компаний "СофтБаланс"